5
(2)

Свою поэму «Цыганы» Пушкин задумал и начал писать на юге России, а закончил её уже в селе Михайловском в 1824 году. Подобно «Кавказскому пленнику», она была написана под влиянием Байрона и в байроновском духе, но во всех отношениях стоит выше первой. Основная идея, характеры действующих лиц и описания картин при роды выражены поэтом значительно полнее и законченнее.

К тому времени талант Пушкина окреп и развился; поэт уже объективнее смотрит на. своего героя, хотя по-прежнему изображает в нём самого себя, но таким, каким он был 3-4 года назад, когда покидая столицу против своей воли, он испытывал чувство разочарования и недовольства окружающей действительностью. Поэт уже пережил это разочарование, оценив его нравственную сторону и потому более осознанно стал относиться к этому явлению в русской жизни, которое в первой половине XIX века приобрело характер общественной болезни и сделалось чрезвычайно модным.

В своей поэме «Цыганы» Пушкин строго осудил те чувства. которые вытекали из этого разочарования, а именно презрение к родному обществу. По сути, в этом и заключается основная идея поэмы.

На «Цыганах», несомненно, лежит влияние байронизма, как заметно оно в поз мах «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан».
только «Цыганы» самобытнее этих произведений: Пушкин свободно и даже скептически относится здесь к байроническому характеру.

В «Цыганах» Пушкин беспристрастно и беспощадно развенчал Алеко, и зтим он почти покончил со своим увлечением байронизмом; он
перерос Байрона, если ещ~ не в искусстве творчества, то, во всяком случае, в сознании.

Создав оригинальную личность старика-цыгана, он повернул на другую дорогу — на дорогу народности. На нее влекли его, кроме недовольства гордыми и эгоистическими характерами, инстинкты его русской при роды и воспоминания о родной деревне, воскрешаемые
собиранием народных песен, чем занимался он в Кишиневе и в Одессе. Но дорога эта далась ему не сразу: перед его глазами ещё не было
жизни, из которой он мог бы черпать народные типы. По необходимости он взял первые образы нового направления из цыганского быта, а
для этого ему надо было сблизиться с жизнью русского народа.

 

Итак, поэт определяет место произведения: между романтическими южными поэмами и лирикой и реалистическим романом в стихах. Образ Алеко — последний из романтических образов-персонажей, он заканчивает и исчерпывает их ряд. Одновременно с образом Алеко возникает реалистический образ Евгения Онегина, роман в стихах и определяет победу реалистического метода в творчестве Пушкина.

Поэма «Цыганы» была начата в Одессе в январе 1824 года, то есть тогда, когда прошло уже восемь месяцев работы над «Евгением Онегиным», а закончена в Михайловском 1 О октября 1824 года. Таким образом, на протяжении почти года в поэтическом сознании поэта одновременно жили два образа — Онегина и Алеко. При всём различии героев в обоих произведениях ставится одна тема: противоречия, конфликт между личностью и обществом, типичные для передовой молодежи времени подготовки восстания декабристов и в последующие годы после 14 декабря.

Но проблема противоречий между личностью и обществом разрешается в «Цыганах» только отчасти. Выход не в индивидуализме, не 8
эгоизме, не в уходе из «цивилизованного» общества к простой «вольной» жизни. Но в чём? Ответа на это поэма не даёт:

Живут мучительные сны …
… И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.

5 / 5. 2

.