5
(1)

СОЧИНЕНИЕ-СРАВНЕНИЕ (И. И. ЛЕВИТАН «МАРТ» И «ВЕСНА. БОЛЬШАЯ ВОДА»)
План
1. Две картины И. И. Левитана.
2. Композиция картины «Март».
3. Композиция картины «Весна. Большая вода».

Март. Левитан

Март. Левитан

Весна. Большая вода. Левитан

Весна. Большая вода. Левитан

Перед нами две картины И. И. Левитана: «Март» и «Весна. Большая вода». Если на первом полотне мы видим зарождение весны, пробуждение природы после зимних холодов, то на втором — весна изображена в самом разгаре. 

На картине «Март» мы видим ранние признаки весны, робко вступающей в свои права. Уже ярко светит солнце, воздух чист и прозрачен. Над лесом — голубое небо. Вдали снег ещё сверкает белизной, а на дороге, которая изображена на переднем плане, он уже осел, потемнел. Зашумели первые ручейки. Около дома снежный покров стал серым. На нём образовалась корка, которую пробивает звонкая капель.

В картине «Весна. Большая вода» другая композиция. На переднем плане — талая вода, затопившая низину берёзовой рощи. Нигде не видно снега. Изображение светло-голубого неба занимает почти половину полотна. В водной глади, как в зеркале, отражаются молоденькие берёзки с нежной листвой. Тени колеблются на воде, и кажется, что вода движется. В глубине
картины краски тусклые, всё будто окутано серебристой дымкой. В «Большой воде» художник использует более тёмные тона, но общий её колорит мягче, чем в картине «Март».

В обоих произведениях художнику удалось показать незримое присутствие человека. На полотне «Март» дверь дома открыта, крыльцо очищено от снега, у порога стоит запряжённая лошадь. В «Большой воде» мы видим у песчаного берега небольшую лодочку, а вдали — немногочисленные деревенские постройки.

На обоих полотнах Левитан изобразил одно время года — весну, — но по-разному. Обе картины поэтично передают как начало весны, так и её разгар — половодье.

5 / 5. 1

.