4.7
(3)

Древнегреческий поэт Эсхил и его продолжатели, Еврипид и Софокл, стали основателями традиции, поставила жанр поэтической трагедии во главе всех ныне существующих литературных жанров. Это и понятно, ведь человеческая жизнь в большинстве своем полна трагичности, она является лишь коротким мгновением между рождением человека и его смертью.  Наверное, именно поэтому в любые времена особое признание у сторонников поэзии получали герои, способные на самопожертвование во имя людей и самоотверженные подвиги. Одним из таких героев на все времена стал Прометей из трагедии Эсхила.

Прометей считается одним из первых помощников и защитников человечества. В основу трагедии «Прометей прикованный» автор положил мифологическую историю о Титане, который не испугался ради людей восстать против Зевса, похитил небесный огонь и подарил его людям. Огонь облегчил жизнь человечества и сделал его гораздо сильнее в борьбе со стихиями. На основе этого мифа поэт создал оригинальный художественный образ — поэтический, трагический и неисчерпаемый в своей идейной насыщенности.

Буквально,  имя «Прометей» означает «тот, кто видит будущее», «тот, кто думает наперед», но герой трагедии творит это будущее, а не только видит его. Прометей — это величайший творец человеческой культуры, который с гордостью вещает о своих деяниях: «Ведь я их сделал, думать научил».

Герой трагедии Эсхила научил людей различным наукам и ремеслам, лечению и мореплаванию, наделил их творческими способностями. Имея умение видеть будущее, Прометей знал, что его ждут страшные муки, муки за сочувствие к людям и за любовь к ним. Взяв на себя ответственность за человечество, он сознательно жертвует собой и проявляет при этом титаническую устойчивость.

Следует отметить, что Прометей не только помощник человечества, он борец против тиранов, в образе которого автор воплотил свободолюбивую общественное сознание современного Эсхилу греческого народа и свою личную гражданскую позицию. Герой уверен, что не вечна любая тирания, и даже Зевсу «своей не избежать судьбы».

Прометей интересен еще и тем, что в нем соединены черты бога и обычного человека. С одной стороны он создатель духовной и материальной культуры, создатель человечества, с другой стороны ему присущи человеческие слабости, ошибки и страсти. Несмотря на то, что Прометей, как богу, известно и свое будущее и будущее Зевса, в страшную минуту он просто теряется. Хотя он бесстрашный, как бог, но и ему бывает страшно, как и человеку. Когда Прометей слышит далекий шум приближающегося к обрыву, он признается: «Страшит меня все, что подходит». Благодаря человеческим качествам Эсхил делает своего божественного персонажа ближе к обычным людям.

Уже несколько тысячелетий среди людей живет образ Прометея. Он стал близким мыслителям разных эпох и разных народов.  Мы не перестаем мы удивляться гениальному произведению и сегодня, удивляться произведения, в котором Эсхил раскрыл трагическую судьбу человечества, но при этом оставил ему веру и надежду в достойное будущее.

4.7 / 5. 3

.