0
(0)

Стихотворение «На железной дороге» было написано Блоком в 1910 г. (посвящено М.П. Ивановой). Оно вошло в известный цикл «Родина». В примечаниях поэт писал, что оно создано под влиянием одного из эпизодов романа Л.Н. Толстого «Воскресение»: «Катюша Маслова видит в окне Нехлюдова на бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса». Явно перекликается сюжет Блока и со стихотворением Н.А. Некрасова «Тройка», мотив поруганной красоты, загубленной женской судьбы является общим для обоих произведений.

Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу —
Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

Так начинается стихотворение Некрасова. Он предрекает своей героине обыкновенную, банальную судьбу крестьянской девушки — замужество, черную и трудную работу, страдания и несчастья. Это один из вариантов (самый реальный и прозаичный) развития событий.

Блок же предлагает нам другой вариант. В его стихотворении столкновение мечты и реальности оборачивается трагедией — гибелью прекрасной молодой девушки.

Жанр стихотворения — рассказ в стихах. Открывается оно картиной гибели героини, завершается — осмыслением этой трагедии (мы имеем кольцевую композицию). Центральная же часть произведения посвящена прошлой жизни героини. Однако здесь мы не видим каких-либо конкретных объяснений и мотивировок ее поведения. Используя прием ретроспекции, поэт словно пытается разгадать загадку этой девушки. Однако сделать это уже невозможно.

Первая строфа фотографична, она напоминает нам газетную заметку, рассказ, очерк. Вместе с тем сцена эта у Блока противоестественна, антитеза жизни и смерти предельно насыщает ее, придавая прозаическому рассказу подлинный драматизм:

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Первая строфа является своеобразным вступлением, композиционно это — первая часть стихотворения. Вторая часть чуть-чуть приоткрывает нам страницу судьбы героини. Поэт не дает нам каких-либо подробностей, но ведущей темой становится здесь мечта девушки о счастье и трагическое осознание недостижимости его.

Исследователи отмечали, что героиня Блока противопоставлена окружающей ее реальности, т. к. В душе ее живы чувства, она способна волноваться, тосковать, страстно желать любви, горевать. Напротив, окружающий ее мир — безжизненный и пустой, мертвенный. Антитеза жизни и смерти, таким образом, получает у Блока оригинальное воплощение: погибшая девушка напоминает о жизни, а продолжающий
жить мир бездушен, пропитан мертвенностью.

Отношение героини к миру и мира к ней контрастно противоположно. у нее — «жадный взор», юность, открытая для новых впечатлений, сердце, страстно жаждущее счастья, разум, устремленный к иной жизни. Но окружающий мир жесток, он равнодушен к мечтам, порывам, его не способна вдохновить красота:

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
Вставали сонные за стеклами

И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом.

В глазах проезжающих эта юная девушка становится всего лишь частью провинциального пейзажа. Пустота окружающей жизни порождает в душе ее неизбывную тоску, сопоставимую с образом поезда и железной дороги:

Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая …
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая …

Дорога здесь становится еще и символом жизненного пути, символом неумолимо бегущего времени. Кульминацией противостояния мечты и реальности становятся у Блока следующие строки:

Да что — давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,

Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов …

Третья композиционная часть стихотворения словно подводит итог юной загубленной жизни. Одновременно мы ощущаем здесь горячее сочувствие поэта, обличение им этого бездушного мира, в котором гибель человека способна породить лишь обывательский интерес и любопытство. Здесь звучит приговор и бездушному времени, «железному веку», ломающему человеческие судьбы. В подтексте едва уловимо звучит мотив противостояния прогресса, вечного движения вперед (железная дорога) и внутренней жизни человека (вечной мечты о счастье):

Не подходите к ней с расспросами,
Вам все равно, а ей довольно: .
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.

Через судьбу героини поэт осмысливает и судьбу России (такая трактовка распространена в работах исследователей).

Стихотворение «На железной дороге» относится к городской лирике, оно написано катренами. Четырехстопный ямб чередуется здесь с пятистопным. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («тоска дорожная, железная»), сравнение («лежит и смотрит, как живая»), анафору («Скользнул по ней улыбкой нежною, Скользнул — и поезд в даль умчало»), олицетворение («Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая»), градацию (к любовью, грязью иль колесами»).

0 / 5. 0

.