2.5
(4)

Я убеждён: Некрасов знал, что любовь к нему, к его стихам, к его судьбе всегда будет любовью-спором. Но он имел право сказать:

Много истратят задора горячего
Все над могилой моей.
Родина милая, сына лежачего
благослови, а не бей!

Он стал в русской поэзии как бы линией водораздела между сокровенным, народным и — случайным, чужим, искусственным, Понятно, что это не только эстетическое противостояние, но сюда включены и этика, и жизненная установка, и историческая память.

Не любить, не понимать, не знать НекрасВыйтиова -значит не знать, не понимать, не любить России. В этом утверждении нет пристрастной гордыни, ибо Некрасов не из тех поэтов, кто своё, национальное, выдаёт за исключительное, лучшее. Для самовосхваления и самовозвеличивания малоподходящая «карающая лира поэта».

От некрасовской России, переживающей «годину горя», сжимается сердце. Главный вопрос Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» возвышается над многими нашими вопросами не только в виде гениальной поэмы. Вот почему любовь к Некрасову включает в себя очень многое: и способность сострадать народному горю, и совестливость, и внутреннюю готовность идти «в огонь за честь отчизны».

В одном из писем Льву Толстому, тогда ещё находившемуся в самом начале своего творческого пути, поэт призывает больше «любить не себя, а свою родину». Как не хватает всем нам в наше
время столь высокой нравственной установки! Ибо у многих сегодня, к нашему стыду (и горю!), акцент в любви сместился на «себя», а вся активность направлена на загребание «под себя». И нас уже не раздражает чья-то циничная ухмылка, с которой всуе превращают в расхожие строки: « … поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Так на наших глазах до протокольно-милицейского смысла низводится слово, которое обозначало высокое, равное героической, мученической судьбе служение Родине и таковым было завещано нам!

И сегодня (а может быть, именно сегодня!) нельзя спокойно читать всё в том же стихотворении «Поэт и гражданин»: -наперечёт сердца благие, которым родина свята». Ведь гражданин, по словам поэта, — «отечества достойный сын».

Актуальность и своевременность данного разговора в том, что всегда полезно спрашивать себя: а достойны ли мы? И в этом смысле Некрасов предстаёт как поэт особого, редкого, какого-то даже мистического дара. Каждому, кто принимает в сердце его стихи, он вместе с поэтическими строками словно бы передаёт все свои проблемы, свои жгучие вопросы, поручает продолжение начатой им работы.

Мало кто из наших писателей заслужил такое право, как Некрасов, чтобы с его именем рядом ставили слово «народ». Некоторые «интерпретаторы» Некрасова убеждают нас, что поэт с патриархальной благостностью смотрел на народ, чуть ли не идеализировал его. Нет, поэт, тревожный, рыдающий, любящий и ненавидящий, умел быть беспощадным не только к себе, он умел прямо смотреть правде в глаза, какой бы она болью ни отзывалась в его душе.

Вот он описывает «пьяную ночь», темный, тупой разгул, где «трезвому, что голому, неловко»:

Народ идёт — и падает,
Как будто из-за валиков
Картечью неприятели
Палят по мужикам!

Какую живую струну задевают в нас эти строки, ведь проблема не устарела: сколько их «упало» в наши дни, этих мужиков, талантливых, умеющих работать, творить, воевать, из которых выходят Ломоносовы, Жуковы, Гагарины … Которые хранят язык наш и «слово меткое, какого не придумаешь, хоть проглоти перо!».

Поэт показал в такой полноте и с таким сочувствием все слои народа, развернув перед нами их речь во всей красоте и во всём стилистическом разнообразии, столько простых и трагических судеб открыл нам, что нельзя не сказать о самом Некрасове словами Платонова: без него народ неполный.

Да и представьте себе, что вынули вдруг, изъяли из нашей души некрасовское признание: «О Волга! .. колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?», «Назови мне такую обитель … », «Что ты жадно глядишь на дорогу … », «Еду ли ночью по улице тёмной … », «Поздняя осень. Грачи улетели … », «Бесполезно плакать и молиться … », «Однажды, в студёную зимнюю пору … », «Ой, полна, полна коробушка … », «в полном разгаре страда деревенская … »; «Есть женщины в русских селеньях … », «Не ветер бушует над бором … », «Славная осень! Здоровый, ядреный … », «Я лиру посвятил народу своему».

Изъять всё это — то же, что изъять душу, любовь. Так полно выражает поэзия Некрасова нашу национальную сущность, став частью русской цивилизации.

И какое здесь богатство художественное, жанровое: от полотна эпического дыхания до маленького, полного жизни пейзажа, до лирического шедевра! Ведь Некрасов был и непревзойдённым лириком (я убеждён -мирового масштаба!), умеющим мгновенно, молниеносно осветить целое небо одним стихотворением, одной строкой: «и звонкий смех твой отдаётся больнее слёз в душе моей … »

Немного в мировой лирике таких блистательных строк! И не верится, что в середине XIX века, а не Блоком в хх – написаны эти стихи:

В серебре лошадиные гривы,
Шапки, бороды, брови людей,
И, как бабочек крылья, красивы
Ореолы вокруг фонарей!
И уж совсем в наши дни корнями уходит
стихотворение о так называемых переменах:

… Новое время — свободы, движенья,
Земства, железных путей.
Что ж я не вижу следов обновлены
В бедной отчизне моей?

В споре о Некрасове не надо его защищать. Он сам себя защитил своим творчеством, своей судьбой. И потому не боялся спокойно говорить с будущим:

Как человека забудь меня частного,
Но как поэта — суди …

Через него и от него проходит главный ствол отечественной литературы, имена которой даже при неполном перечислении свидетельствуют о гордости и славе русской поэзии и прозы. Тут Блок, Есенин, Твардовский, Рубцов, Шолохов, Леонов, Платонов, Пришвин, Шукшин, Абрамов, Белов, Носов, Распутин.

2.5 / 5. 4

.