0
(0)

Аннотация. В статье на основе сопоставительного анализа раскрывается роль концепта «свет» в системе ценностей произведений Лермонтова «Демон» и «Молитва».

В поэме Лермонтова «Демон» внутренние психологические коллизии, происходящие в «бескровном сердце» главного героя — падшего ангела, которому наскучило вечное одиночество, высвечиваются сквозной художественной деталью: «луч». Луч — это узкая полоска света, исходящая от какого-либо светящегося предмета, и составная часть концепта «свет». В религиозной христианской традиции свет — начало начал мироздания и истина, которую принёс в мир Спаситель, и Сам Иисус Христос, озаряющий человечеству путь к Вечной Жизни. Концепт «свет» в тексте поэмы связан с концептами «святость», «Божественность», «праведность», «радость», «надежда», «мечта», «нежность», «любовь», «жизнь».

  1. Но луч луны, во влаге зыбкой
    Слегка играющий порой,
    Едва ль сравнится с той улыбкой,
    Как жизнь, как молодость, живой.
    2. Клянусь полночною звездой,
    Лучом заката и востока,
    Властитель Персии златой
    И ни единый царь земной
    Не целовал такого ока …
    З. То не был ангел-небожитель,
    Её Божественный хранитель:
    Венец из радужных лучей
    Не украшал его кудрей.
    4. Но, полно думою преступной,
    Тамары сердце недоступно
    Восторгам чистым. Перед ней
    Весь мир одет угрюмой тенью;
    И всё ей в нём предлог мученью —
    И утра луч и мрак ночей.
    5. Он входит, смотрит — перед ним
    Посланник рая, херувим,
    Хранитель грешницы прекрасной,
    Стоит с блистающим челом
    И от врага с улыбкой ясной
    Приосенил её крылом;
    И луч Божественного света
    Вдруг ослепил нечистый взор,
    И вместо сладкого привета
    Раздался тягостный укор …
    6. В бескровном сердце луч нежданный
    Опять затеплился живей,
    и грусть на дне старинной раны
    Зашевелилася, как змей.
    7. Лучом румяного заката
    Твой стан, как лентой, обовью,
    Дыханьем чистым аромата
    Окрестный воздух напою …
    Я дам тебе всё, всё земное —
    Люби меня! ..
    8. Но бесполезно луч дневной
    Скользил по ним струёй златой,
    Напрасно их в немой печали
    Уста родные целовали …
    9. Но этот луч полуживой
    В пустыне отблеска не встретит,
    И путь ничей он не осветит
    С своей вершины ледяной! ..

Пресытившись злодеяниями на грешной земле, Демон довёл холодное равнодушие ко всему сущему до статуса абсолюта. Но вдруг, спустя тысячелетия бесплодных скитаний в пустыне мира, его бесчеловечное самолюбие оказывается уязвлённым неземной красотой земной девушки. И, казалось бы, в бесплотном духе зла пробуждается желание любить и быть любимым, а значит, вернуться к навсегда утраченному, обрести безнадёжно потерянное. «В бескровном сердце луч нежданный / Опять затеплился живей … » Но увы, яд прошлых преступлений слишком сильно пропитал всё его существо, и поэтому он сначала заражает свою безвинную избранницу «угрюмой тенью» сомнения, а затем губит её.

При описании первого появления Демона перед Тамарой характерной чертой является отсутствие в его облике венца из радужных лучей — символа Божественного альтруизма. Под влиянием Демона сердце героини наполняется преступной думой, которая затмевает её мировосприятие, и Тамару одинаково мучают «и утра луч и мрак ночей». В следующем эпизоде «нечистый взор».

Демона на мгновение ослепляется «лучом Божественного света», исходящим от ангела-хранителя «грешницы прекрасной». То, что ангел оставляет своего врага наедине с Тамарой, — это не отступление перед ним, а предоставление ему возможности обнаружить глубинную сущность своих намерений.

Это своеобразный «момент истины» (термин В.В.Богомолова) для Демона и вместе с тем величайший шанс искупления вины, даруемый ему Богом, а также предоставление Тамаре права свободного выбора. Но затеплившийся луч надежды не смог пробиться сквозь мрак эгоизма. И не случайно «грусть на дне старинной раны» зашевелилась тем же самым змеем-искусителем, спровоцировавшим в своё время злополучный первородный грех. Демоническая сущность проявляется в губительном для земной девушки поцелуе изгнанника рая. В нём торжествует злой дух, потому что желание Демона беспредельно эгоистично, он не думает о счастье девушки, а страстно хочет, чтобы любили его.

Подобное встречается у М.Ю. Лермонтова в описании целования Кирибеевичем Алёны Дмитриевны (Песня про … купца Калашникова). Отзвуки этого поцелуя мы увидим впоследствии в целовании Борисом Катерины (А.Н. Островский, «Гроза»), Базаровым Фенечки (И.С.Тургенев, «Отцы и дети»), князем Грушеньки (Н.СЛесков, «Очарованный странник»). Многословная клятва Демона декларативна и по своей сути являет пресловутое обольщение. Не так ли дьявол пытался искушать Иисуса Христа, посулив ему все сокровища мира взамен на поклонение?

Демон, пустив в ход всё своё чёрное искусство, навязывает девушке себя, предварительно преступно устранив её жениха и в отличие от ангела лишив Тамару права свободного выбора, тем самым окончательно проявляя свой зловещий эгоизм. Он, как и раньше, приносит людям горе. «Но бесполезно луч дневной / Скользил по ним струёй златой, / Напрасно их в немой печали / Уста родные целовали … ».

Полуживой луч не способен встретить в разверзнутой Демоном пустыне мира ответного отблеска, потому что он не очеловечен даже каплей альтруизма. «и путь ничей он не осветит / с своей вершины ледяной! .. »

Так Демон упускает милостиво дарованный ему Богом шанс на возрождение. «И Ангел строгими очами / На искусителя взглянул / И, радостно взмахнув крылами, / В сиянье неба потонул. / И проклял Демон побеждённый / Мечты безумные свои, / И вновь остался он, надменный, / Один, как прежде, во вселенной / Без упованья и любви! .. »

Понять, чего не было у преисполненного эгоизма героя поэмы для того, чтобы использовать эту предоставленную Богом возможность и действительно встать на путь добра и света, помогает учащимся стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» (Я, Матерь Божия, ныне с молитвою … »). Обращаясь в молитве к Богу, люди раскаиваются в совершённых грехах, благодарят Бога за Его милость, просят о спасении души, о прощении, о благоволении Божьем, о том, чтобы миновала беда и снизошла удача.

И если молитва-покаяние и молитва-благодарность являются обычным словоизъявлением для верующего человека, то молитва с частной просьбой — это акт экстремальный, ибо Христос наставлял: «Молясь же, не пустословьте, подобно язычникам, которые полагают, будто благодаря многословию своему будут услышаны.

Не уподобляйтесь им, потому что Отец ваш знает, в чём вы нуждаетесь, прежде чем вы попросите у Него об этом»). Поэтому просить У Бога о чём- то или о ком-то конкретном верующий человек решается только в исключительных случаях, например во время войны, когда ему и его близким угрожает гибель. Лирический герой сразу же в начале стихотворения отрицает наличие в своей молитве традиционных мотивов: «Не о спасении, не перед битвою, не с благодарностью иль покаянием», Далее он подчёркивает: «Не за свою молю душу пустынную, за душу странника в свете безродного».

В эпитете «пустынная» заключаются страдания и переживания самого Лермонтова-человека, на протяжении всей своей короткой жизни чувствовавшего себя «странником», нигде не находящим приюта. В слове «безродного» намёк не только на своё раннее сиротство (ушедшие из жизни мать, затем отец), но и на отсутствие родства духовного, когда тебя не понимают и враждебны к тебе окружающие люди.

В этих строчках со всей трагической обнажённостью поэт показывает, как ему неуютно, одиноко, больно в этом холодном, равнодушном, жестоком мире, как не хватает простого человеческого понимания, доброты и тепла, как ему необходимо ощущение человеческого родства. Но, несмотря на всё это, лирический герой просит не за себя, а за другого человека. И это не просто просьба: «Но Я вручить хочу деву невинную».

Вручить — значит передать из рук в руки. Человек в определённой степени имеет право вручать Всевышнему только себя самого. В каком же случае он получает право «вручить» не себя, а кого-то другого? Вероятно в том, когда полностью отказывается от своих собственных прав и притязаний на счастье ради другого человека, передавая все свои права этому другому. Именно так и поступает лирический герой стихотворения, абсолютно самоотрекаясь в пользу своего ближнего.

Обращение к Богу — это самая высшая степень человеческой искренности и откровенности. В данном случае искренность получает дополнительное усиление ввиду полного самоотречения. Поэтому каждое слово молитвы взвешено на самых строгих весах и является эталоном точности и содержательной наполненности.

«Деву невинную» — это не просто констатация её невинности сегодняшней, но и залог её грядущей непогрешимости, нравственной чистоты и непорочности. Это своего рода «охранная грамота» на всю жизнь.

«Дай ей спутников, полных внимания». Каждый человек идёт по жизни своей дорогой и нуждается в бережном, внимательном к себе отношении. И чтобы этот путь стал по-настоящему счастливым, нужны «сопутники», причём не просто идущие рядом, а способные понять и поддержать. Без них человек обречён на одиночество.

«Молодость светлую». Молодость могут омрачить встречи с различными проявлениями несправедливости и подлости, несовпадение мечты и действительности. От этого оберегается девушка в молитве «Старость покойную», у человека спокойная старость тогда, когда благополучно протекает не только его собственная жизнь, но и жизнь близких людей.

А если принять во внимание, что к старости у глубоко чувствующего человека круг знакомых, за которых он переживает и которым сочувствует, расширяется до размеров всего человечества, то мы видим, как здесь забота об одном человеке перерастает в заботу обо всех людях, живущих на Земле. Это своеобразное пожелание, чтобы не было никаких причин для человеческих страданий и горя.

«Сердцу незлобному мир упования». Для того чтобы сердце не озлобилось, мало только внутреннего совершенствования. Необходимо, чтобы и все окружающие люди тоже совершенствовались и росли духовно.

Вспомним, как в своей Нагорной проповеди Иисус Христос говорил: «Так будьте же совершенны, как совершенен Отец Ваш Небесный». Именно в свете такого глубинного смысла употреблено здесь слово «упование».

И, наконец, последнее четверостишие. Рано или поздно, но приблизится срок «часу прощальному». Это неизбежно. Но и после ухода в мир иной лирический герой желает для своей избранницы самой лучшей участи: «Ты восприять пошли к ложу печальному / Лучшего ангела душу прекрасную».

Почему же он обращается не к самому Богу, а к Матери Божьей? Вероятно, потому, что она мать, ведь именно женщина-мать лучше всего знает, каким должно быть женское счастье. Вместе с тем в молитве высказывается великое уважение и доверие к Матери Божьей, родившей миру Спасителя.

Кто же эта девушка, ради которой лирический герой отказывается от всех своих прав и притязаний, безвозмездно отдаёт всё, что у него есть и может быть? Это девушка, которую он любит. Хотя в стихотворении ни разу не упоминается слово «любовь», тем не менее оно всё пронизано этим чувством в истинном его значении. Что же такое любовь?

Это не просто сумма, а синтез — слияние двух чувств в одно целое. А чтобы такое слияние произошло, нужно не обещать предмету своего обожания все земные блага, а просто без какой-либо мысли о «вознаграждении» отдавать всё, что у тебя есть, без лишних посулов создавать вокруг себя атмосферу благоденствия для ближнего, ничего не требуя взамен.

Сознанием бескорыстной самоотдачи во имя блаженства возлюбленной проникнуто стихотворение Молитва», Это сознание художественно воплощено в системе ценностей стихотворения при помощи концепта «свет», детализированного словосочетанием «яркое сияние» и сакрализующего все составные элементы обращения лирического героя к Божьей Матери в молитву. Но именно такого альтруистического слагаемого любви и не обнаружилось у Демона. Важнейшее слагаемое было потоплено в яде себялюбия и гордыни, превратившем для него мир в пустыню.

0 / 5. 0

.