4
(1)

Циклы «Стихов о Прекрасной Даме» (1901-1902) прежде всего отвечают живому, горячему, напряженному чувству Блока к Л. Д. Менделеевой. Это поклонение ей всецело захватило поэта и обратилось в создание стихов, которые стали началом творческого пути Блока как уже сложившегося самобытного художника. В стихах о Прекрасной Даме поэт воспевает ее и наделяет божественностью, бессмертием, выражающимися в безграничности ее власти, всемогуществе чувства и деяний, непостижимости для смертного человека ее замыслов, премудрости поступков. Все эти качества позт усматривает в своей Прекрасной Даме, которая ныне «в теле нетленном на землю идет». Блок вторит заклинаниям Вл. Соловьева, который в своих философских изысканиях утверждал божественность Женского Начала и великое могущество Вечной Женственности.

Позт мыслил свою жизнь как молитвенное служение возлюбленной; он говорил впоследствии: « … Я встретил ее здесь, и ее земной образ, совершенно ничем не дисгармонирующий с неземным, вызвал во мне … бурю торжества … » (1918). Отныне поэт видит себя в образе рыцаря, давшего обет вечного служения своей возлюбленной, своей Прекрасной Даме, и поклоняющегося только ей:
Вхожу я в темные храмы, В тени у высокой колонны
Свершаю бедный обряд. Дрожу от скрипа дверей.
Там жду я Прекрасной Дамы Д в лицо мне глядит, озаренный,
В мерцании красных лампад. Только образ, лишь сон о Ней.
Подвластный этой страсти-наваждению и полностью захваченный ею, поэт видит в Прекрасной Даме абсолютное совершенство, ее реально зримые черты представляются ему небесными и божественными. Она для поэта «Владычица вселенной», у ног которой простираются все земли:
Я — тварь дрожащая. Лучами Какие ангелы слетели,
Озарены, коснеют сны. Кто у преддверия затих …
Перед Твоими глубинами В Тебе таятся в ожиданьи
Мои ничтожны глубины. Великий свет и злая тьма —
Не знаешь Ты, какие цели Разгадка всякого познанья
Таишь в глубинах Роз Твоих, И бред великого ума.
(«Я — тварь дрожащая … «, 1902)
В «Стихах о Прекрасной Даме» Блок покорно склоняет перед Ней колена, погружаясь в свои «сказки и сны». Он готов всегда служить «Величавой Вечной Жене», чей земной образ неотделим оттого, который мерцает на иконах в сиянье лампад и золоте риз, он страстно желает безропотно выполнять ее волю, святую для него.  Ему кажется: сотворение чудес в ее власти, стоит ей лишь пожелать их! В молитвенном преклонении перед Прекрасной Дамой поэт устремляется к небесному, забывает обо всем земном. Иногда поэтика этих стихов совпадает в своей торжественности с церковными песнопениями, псалмами, молитвами:

Здесь — смиренномудрия В ризах целомудрия,
Я кладу обеты. О, святая! где ты?

Любовь — начало, соединяющее поэта с божеством, для Блока принимает грандиозные, вселенские, «надвременные» масштабы, чуждые обычных земных измерений.

В «Стихах о Прекрасной Даме» слова — звучат, звук — имеет определенный «божественный» цвет: среди «неверных дневных теней» раздается «высокий и внятный колокольный звон». Часто среди «суетливых дел мирских» поэт стремится услышать хотя бы самый отдаленный отзвук «голосов миров иных», тех миров, которые являются единственно истинным бытием, рядом с которым тенью и призраком кажется все земное и «бренное»:

Ты здесь пройдешь, холодный камень тронешь,
Одетый страшной святостью веков,
И, может быть, цветок весны уронишь
Здесь, в этой мгле, у строгих образов.

Захваченный преданьем о родстве душ обреченных на вечные поиски друг друга, поэт верит, что его душа .. .в тиши…неустающим слухом ловит…далекий зов другой души …

Блоку не нужно ни «злата», ни «хлеба», все это — лишь тень перед «неподвижным солнцем» его любви:
Новый день — не тот, что бьется Мы тогда откроем двери,
С ветром в окна по весне! И заплачем, и вздохнем,
Пусть без умолку смеется Наши зимние потери
Небывалый день в окне! С легким сердцем понесем …

4 / 5. 1

.