0
(0)

Родион Раскольников пришел к своей «теории» в силу сложнейших взаимоотношений классовой борьбы. Несомненно серьезную роль сыграла принадлежность его к привилегированному сословию. Детство и юность Родя Раскольников провел в небольшой барской усадьбе, где портреты самодовольно-гордых, застывших в своем величии предков имели на Родю большое влияние, постоянно говорили ему об особом назначении человека. Когда же Родион Романович студентом попадает в бюрократическо -буржуазный Петербург и на каждом шагу встречает болезненно-нервных, разобщенных, угнетенных и оскорбленных интеллигентов, когда он сталкивается с необходимостью неустанного кропотливого труда с ничтожной оплатой, тогда Раскольников «озлился» и начал искать выход. Гнетущая и унизительная бедность, больное самолюбие, доставшееся по наследству от родителей-дворян, жажда власти и мучительства, мнительность и острое чувство бессилия создали Раскольникова, с высоким развитием, успевшего обратить на себя внимание Оригинальной статьей, где он развивает идеи о природе человека.

Совершенно прав Писарев, когда говорит, что преступление совершает Раскольников не потому, что он путем различных философствований убедил себя в законности преступления, а напротив — он стал философствовать в этом направлении и убедил себя только потому, что обстоятельства (нужда, голод) натолкнули его на преступление.

Целый ряд событий подготовляет Раскольникова к выполнению задуманного плана убить старуху, в особенности подслушанный им в трактире разговор, оформивший его теорию. Теория Раскольникова указывала на укоренившиеся социальные противоречия в жизни, на совершенно неясное право одних распоряжаться судьбою других. Зло подмечено правильно, но Раскольников не знает причин его возникновения, а значит и неможет найти средств его уничтожения. У него является мысль «церзнуть»: если удастся, он «Наполеон», если же нет, значит «вошь» — своеобразная теория фатализма. Раскольников не хочет «дожидаться общего Счастья». «Я сам хочу жить! — говорит он, — а то лучше не жить»,

Корни теории сидят глубоко: Раскольников — выходец из разваливающегося «дворянского гнезда» с определенными традициями — в буржуазном обществе, особенно в начале развития капитализма, не может, конечно, заниматься «черной» работой накопления копеек, а хочет сразу «весь капитал». Основная ошибка Раскольникова в том, что он совершенно не интересуется материальной природой общественных отношений. Если бы Раскольников понимал, что людей разделяют на категории экономические отношения, которые создали борьбу классов, тогда он не стал бы стремиться быть Наполеоном и убить «вошь» — процентщицу, а пришел бы к необходимости вести борьбу со всей системой, создающей процентщиц, бедных, умирающих студентов, «маленьких людишек», «Наполеонов» и т.д.
Раскольников — индивидуалист, он не считается с интересами коллектива, не становится на сторону ни одной из борющихся социальных групп, а как отдельная личность берется решать, где наибольшее право большего числа людей, и где более ценная личность. Раскольников — жертва своей оторванности от общественного движения и своего безвыходного положения бедняка в рамках капиталистического строя. Трагедия Раскольникова типична для деклассированных интеллигентов.

0 / 5. 0

.