0
(0)

“Никто в конечном счете не вышел победителем из этой небывалой еще в человеческой истории политической смуты. Даже сами победители сделались в результате безвольными пленниками той системы, которую они создали”, — так уже в наши дни писал об этом времени В. Максимов.

Три варианта произведений о гражданской войне:

  1. красные хорошие — белые плохие (Фадеев, Тренев, Серафимович и др.);
  2. белые хорошие — красные плохие (Бунин, Гиппиус, Савинков);
  3.  никто не лучше, но я должен разобраться сам! (Лавренев, Булгаков)

Три типа героев:

  1. позиция сформировалась до начала событий (Левинсон в “Разгроме”, Жухрай в “Как закалялась сталь”, Гаврилов в “Повести непогашенной луны”, Марютка в «41-м»);
  2. позиция будет четко сформирована на наших глазах (Корчагин, Любовь Яровая, Метелица, Говоруха-Отрок);
  3. “А я стою один меж них \ В ревущем пламени и дыме \ И всеми силами своими \ Молюсь за тех и за других” (М. Волошин) — стремление осознать происходящее, не принимать на веру ничьи красивые слова: ни белых, ни красных, ни зеленых…Найти свое место в обезумевшем мире (Турбины, Бумбараш, рассказчик в “Конармии”).

Белое и черное, прекрасное и безобразное, правда и ложь, божественное и дьявольское — все сплелось в единый клубок, и рядовой человек действительно “на ногах не стоит”. Он шатается, мечется, ничего не понимает, а “ветер, ветер”, ураган “на всем божьем свете”… гражданская война несет не только кровь, страдания, обесценивание человеческой жизни. Происходит утрата общечеловеческих, вековых ценностей. Закон классовой борьбы (“Если враг не сдается — его уничтожают”) оказывается выше заповеди “Не убий”, выше родственных, кровных связей (Донские рассказы Шолохова), выше любви (Лавренев, 41-й, ).

 

0 / 5. 0

.