1.8
(4)

Тема любви раскрыта в творчестве многих поэтов, в том числе:

  1. В лирике А. Пушкина. В юности любовь — одна из главных тем в его стихах. Поэт выражает страдание от неразделённой любви, первые эмоциональные переживания («Желание», 1816). Со временем любовь приобретает оттенок рыцарства, жертвенности, преклонения перед возлюбленной. Неразделённое чувство для него — тоже счастье («Я вас любил», 1829). Во все периоды творчества сердце поэта горит и любит — оттого, что не любить оно не может. И даже когда лирический герой тоскует по своей возлюбленной, печаль его светла, потому что тоже полна любовью («На холмах Грузии», 1829).
  2. В лирике М. Лермонтова. Любовь у Лермонтова всегда неразлучна с печалью, а лирический герой одинок и не понят («Отчего», 1840). Во многих стихах это чувство является в трагическом облике («Расстались мы, но твой портрет», 1837). Стихи часто превращаются в философские размышления (в 15 лет поэт уже сочинял глубокие философские стихи о любви), а лирический герой будто сам бежит от покоя и радости, окунаясь в противоречивые чувства («Нет, не тебя так пылко я люблю», 1841).
  3. В лирике С. Есенина. В цикле стихотворений «Персидские мотивы» любовь лирического героя к женщине раскрывается через любовь к родной земле. Вдали от родных мест любовь к России обостряется, и главной темой цикла звучит ностальгия по родине: Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Образ любимой превосходит своей красотой даже при роду, но сердцу поэта дороже другой образ: Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа … («Шаганэ ты моя, Шаганэ», 1924).
  4. В лирике А. Блока. В цикле стихов, посвящённых Прекрасной Даме, лирический герой — её служитель, рыцарь и преданный раб. Он мыслит свою жизнь как молитвенное служение возлюбленной и называет её высокими словами: Дева, Заря, Величавая Вечная Жена, светлая, ясная, лучезарная, непостижимая. Лексика торжественна, в ней много устаревших слов (дева, очи, воспрянуть), широко используется символика цвета и звука. Герой ждёт появления любимой. тоскуя и любя («Предчувствую Тебя», 1901). Стихи напоминают ритуал, и ритуальность подчёркнута изображением храма, горящих свечей и лампад («Вхожу я в тёмные храмы … », 1902).

Одним из ярких примеров, в которых раскрывается тема любви, является стихотворение А. Пушкина «Я вас любил … »

Посвящение. Стихотворение посвящено светской красавице Анне Олениной.

Жанр. Элегия.

Тема. Неразделённая любовь лирического героя, поражающая своим благородством.

Средства художественной выразительности. Для передачи глубины своего чувства лирический герой использует повтор: Я вас любил. Все глаголы употреблены в прошедшем времени, и только один использован в настоящем времени: не хочу печалить вас ничем. Любить — значит желать счастья любимому человеку, пусть даже с другим. Это и есть основная мысль стихотворения. Инверсия использована почти в каждой строке: в душе моей, быть может, печалить вас ничем, любимой быть другим. Эпитеты: любил безмолвно, безнадежно, искренно, нежно. Создана красивая метафора: любовь угасла. Приём аллитерации усиливает эмоциональную окраску. Повторяется согласный л, передающий нежность и печаль: Я вас любил: любовь … Согласный р символизирует расставание, разрыв: то робостью, то ревностью.

Стихотворный размер и рифма. Разностопный ямб с перекрёстной рифмой.

1.8 / 5. 4

.