0
(0)

Булгаков живет в смутные времена, когда люди, окружающие его, пытаются переделать жизнь. Булгаков не принимает ни самой этой идеи, ни способа, которым эта идея воплощается. В те времена слово «я» часто пытались заменить словом «мы», а для Булгакова главным был отдельный человек, личность.

Его переживания за настоящее и будущее России отразились в таких произведениях, как «Мастер и Маргарита» и «Белая гвардия». Как мне кажется, эти произведения — произведения о человеке в отдельности и об обществе, жизни, окружающей этого человека. Происходящие вокруг человека события влияют на него, на его поступки, жизнь. Поэтому в своем романе «Мастер и Маргарита» Булгаков особое внимание уделяет обстановке, в которой находятся его герои. Наиболее яркое представление об атмосфере той жизни нам дают описания двух городов: Москвы и Ершалаима. Эти пейзажи полны слов «тьма», «бездна», «кривые улицы». Вот как Булгаков описывает Москву: «Это тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Все пропало, как будто этого никогда не было на свете. Через все небо пробежала одна огненная нитка. Потом город потряс удар. Он повторился, и началась гроза. Воланд перестал быть видим в ее мгле».

Но не так страшна жизнь Москвы. Более страшно жить в Киеве, где идет война. Именно такую жизнь и описывает Булгаков в романе «Белая гвардия». Война — это разрушитель всего самого святого. Вначале мы видим уют домашнего очага, красоту жизни, радость людей, живущих в доме Турбиных и посещающих его. Но с приходом войны всего за один день меняется вся жизнь: «А потом … потом в комнате противно, как во всякой комнате: где хаос укладки, и еще хуже, когда абажур сдернут с лампы. Никогда. Никогда не сдергивайте абажур с лампы».
Такая, казалось бы, незначительная деталь наиболее ярко показывает нам хаос, который царит теперь в этом мире. Война вместе с собой несет беды и несчастия. Но наиболее страшным для Булгакова является то, что война грозит жизни каждого человека.

Для Булгакова важен отдельный человек. И во всех своих произведениях Булгаков большую роль отводит значению личностей. И, как мне кажется наиболее ярких. Такими в  романе «Мастер и Маргарита» являются образы Понтия Пилата, Мастера и Маргариты. Несмотря на то, что Понтий Пилат жил на 19 веков раньше, чем Мастер и Маргарита, у них есть общее, что отличает их ото всех. У них есть стремления, душа и духовность.

Но никакой человек не может жить в обществе и не зависеть от него. Понтий Пилат — один из таких людей. Он всегда считал себя всесильным, и только после знакомства с Йешуа он понимает, насколько он слаб, чтобы что-либо изменить. Пилата окружают люди, не способные и не желающие его понять. И он не в силах ничего этому противопоставить, он не может спасти Йешуа от казни, хотя прикладывает все силы для этого! Понтий Пилат неординарен, потому что он умеет думать и может осознать свои ошибки. Именно это и важно для Булгакова в образе Понтия Пилата.

Но Булгакову ближе образы Мастера и Маргариты, потому что эти люди живут рядом с ним, переживают те же потрясения, что и он. Эти люди выделяются из толпы, но заметить их мог не каждый, а только тот, кто поймет их. Вот как говорит Мастер о своей первой встрече с Маргаритой: «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я Вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах».

По-моему, Булгаков специально обращает наше внимание на глаза Маргариты. Как известно, глаза — зеркало души. И в этих глазах одиночество, потому что никто в этом огромном мире не может понять ее, ее душевных переживания. Самое главное для Булгакова, что Маргарита чиста душой, она умеет прощать. Маргарита не может обидеть человека, сколько бы страданий он ей ни причинил. Она переживает из-за своего мужа, она отказывается, когда Азазело предлагает наказать Латунского, разрушившего ее счастье с Мастером.

Именно таких людей любит и уважает Булгаков, но в жизни, в которой он живет сам и в которой живут его герои, нет места для таких людей. Эти люди выделяются из общего понятия «мы», за это их преследуют, их жизнь становится невыносимой. Мастер находит для себя единственно спокойное место — сумасшедший дом. И это является главным абсурдом той жизни.

По-моему, вся жизнь Москвы, описываемой Булгаковым, полна абсурдов. Но люди часто не замечают или не хотят замечать этого. Вот что говорит Булгаков, описывая попытку Бегемота залезть в трамвай: «Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила саман суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить!» Этот абсурд часто смешон, но более всего он трагичен.

Именно в такой жизни появляется Воланд. Он одновременно приносит еще большую неразбериху в эту жизнь и расставляет все по своим местам. Это происходит, потому что часто фантастичные явления более разумны, чем обыденная жизнь.

Мне кажется, что Булгакову необходим был образ Воланда, потому что только он в состоянии разобраться в том, что происходит. Булгаков хотел бы изменить эту жизнь, но он не может сделать это, поэтому в своем романе он перекладывает миссию на сатану — Воланда, но даже Воланд не всегда способен изменить эту жизнь, и это хорошо понимает Булгаков, потому что для того, чтобы изменить все общество, необходимо изменить каждого человека в отдельности.

Но Воланд, так же как и Булгаков, выполняет одну очень важную вещь, он заставляет людей смеяться. Часто, смеясь над другими, люди смеются сами над собой, и Булгаков надеется хоть так изменить эту жизнь.

Все же идеалом человека для Булгакова является Йешуа Га-Ноцри. Но Булгаков хорошо понимает, что такой человек не может жить среди людей. Поэтому Йешуа — идеал, к которому должен стремиться любой человек. Йешуа делает добро не только для себя, но для всех, его окружающих. Но и Йешуа не в состоянии что-либо изменить, он способен только даровать мир и спокойствие Мастеру и Маргарите.

Мне кажется, все творчество Булгакова пронизано надеждой на то, что люди осознают всю абсурдность и ужас своего существования. Булгаков надеется, что когда-нибудь таких людей, как Мастер и Маргарита, станет больше и они займут достойное место в нашей жизни, и тогда уже не понадобится Воланд, чтоб разобраться в этом хаосе.

0 / 5. 0

.