Творчество Бунина

 На рубеже XIX-XX веков проявилась блестящая плеяда отечественных прозаиков и поэтов. Удивительный лирик в прозе Иван Алексеевич Бунин (1870- 1953) продолжил лучшие традиции русской реалистической литературы. Он начал свой творческий путь в эпоху, когда ещё жили и творили Гончаров и Салтыков-щедрин, Лесков и Глеб Успенский, а умер, когда главные свои творения создали Александр Твардовский, Михаил Шолохов, Михаил Булгаков, его земляк Евгений Замятин. Он был другом Антона Чехова, многие его произведения с одобрением встретил Л.Н.ТолстоЙ. Весь Серебряный век с самыми громкими именами, порой затмевавшими его (Леонид Андреев, Александр Куприн, Максим Горький и Александр Блок), прошёл перед его глазами.

Типично русским был этот замечательный художник, наделённый огромной творящей силой памяти, остротой художественного мировосприятия. Современник революций 1905 и 1917 годов, Гражданской войны, в разгар которой он эмигрировал (1920) из Одессы в Стамбул, а затем во Францию, он отразил драматизм эпохи, не прибегая (за исключением, пожалуй, очерков «Окаянные дни», дневниковых записей 1918-1919 годов)  к прямому изображению политических событий и фигур.

Главная тема его ранних рассказов и повестей — разорение, оскудение одиноких помещичьих усадеб, а с ним и историческое вымирание дворянской культуры, так много давшей России, запустение, царящее в «гёмных аллеях». Ему были одинаково чужды и те, кто звал «бурю», и те, кто слепо молился на незыблемые устои Руси … Образ тёмных аллей» (название книги новелл, 1943) поражает двойственным смыслом: эта волнующая «тема» несёт в себе столько света, столько тоски и вспышек любовного чувства, столько запечатлённых в сюжетах сильных страстей. Лучшие предреволюционные и эмигрантские рассказы («Весёлый двор», «Князь в князьях», «Антоновские яблоки», «Легкое дыхание», «Косцы», «Грамматика любви») стали памятниками вовсе не прошлой, не ушедшей, а вечной России. Он говорил: «Нет, прежний мир … не есть для меня мир мёртвых, он для меня воскресает всё более, становится единственной и всё более радостной обителью моей души!».  Может быть, никто в русской прозе ХХ века не выразил с такой пленительной силой идеи неразлучаемости русского человека с Родиной, русской природой и языком, как Бунин. Бунинский герой знает мгновения прощания с родной сторонкой, но «Куда бы ни забросила его доля, всё будет с ним родное небо, а вокруг «беспредельная родная Русь, гибельная для него, балованного разве только своей свободой, простором и сказочным богатством». В его патриотическом чувстве нет пафоса, нет самодовольства. Любовь к Родине — счастливая и гибельная в известной мере. «Ах, эта вечная русская потребность праздника! Как чувственны мы, как жаждем упоения жизнью, — не просто наслаждения, а именно упоения … как скучны нам будни и планомерный труд!» — писал Бунин в «Жизни Арсеньева».

Print Friendly
Print Friendly
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2016 Инфошкола