Есенин родился в деревне, и все свое детство провел в лоне деревенской природы. Отсюда и вытекает естественная любовь поэта к своей малой родине.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных…
Необычайным был интерес к молодому поэту в столичных литературных кругах — идет война, всплеск лубочного патриотизма, это «работает» на Есенина. «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе» (М. Горький).
Связь с имажинистами — им необходимо его громкое имя. Само направление так и осталось в том времени, представляя сейчас интерес только для историков литературы.
После революции в творчестве Есенина ясно обозначился крестьянский уклон: “Если бы не было революции, я так бы и засох, никому не нужный, в религиозной символике”. Он принимал революцию, как необходимую для улучшения жизни людей, а крестьян в особенности. Но он не понимал ее. Он всегда думал о судьбе Родины, о предполагаемом “рае” на земле: “Я скажу: не надо рая, дайте Родину мою!”. Поэту нужна была именно Родина, а не рай вместо нее. И если вначале Есенин восклицает: “Мать моя – Родина, я – большевик!”, то позже он задается вопросом: “За что же тогда на фронте мы губим себя и других?”. Есенин признавал, что революция требует жертв, но только во имя высших целей. Вскоре он понимает, что после урагана революции “нас мало уцелело”, а “язык сограждан стал мне как чужой”.
И даже при этом поэт согласен воспевать Русь, он считает ее прекрасной вопреки всему: “И Русь все там не будет жить, плясать и плакать у забора”, “Россия – страшный, чудный звон”, а оттого, что народ не знает истинной причины революции, не знает, что она такое на самом деле, еще страшнее,
Мы многое еще не знаем,
Питомцы ленинской победы…
Впоследствии в автобиографии Есенин отмечал: “ В годы революции был на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном”. (“Констата” 1918)
Мимо вас движется ратью
К Зорям вселенским народ.
Отношение к революции у поэта вначале было очень наивным, оно определялось скорее силами бурлившими в нем, а не системой взглядов на реформы, которые должны были произойти в России:
Шло время. На смену старозаветной крестьянской Руси приходила индустриальная, городская Россия. Настоящее вытесняло старый уклад, при котором сформировались взгляды Есенина, который приветствовал эти перемены и изменял себя, хотя и с трудом, в соответствии со сложившимися требованиями времени, его сущность противилась этому и он, как “зверь” боролся до последнего.
Но мир жесток к Есенину. Сил для борьбы у поэта все меньше и меньше под давлением бурной политической жизни и глобальных для России социально-эконом
И теперь уж болеть не стану,Прояснилась омуть в сердце мглистом. | Оттого прослыл я шарлатаном,Оттого прослыл я скандалистом. |
И поэт понимает, что его мир, который был дорог ему, безвозвратно потерян. Возникает тема странничества.
Да! Теперь решено. Без возврата.
Я покинул родные поля…
Происходящее вызывает в нем глубокое чувство отвращения и внутреннюю необходимость сопротивления. Есенин ищет подкрепляющих сил в воспоминаниях о детстве, родном доме и России, которую потерял.
Ну и тут беспокойная жизнь не дает ему покоя. Есенин приходит к мысли, что причина таких изменений, которые он не может принять, лежит в революции, которую он когда-то приветствовал. Приходит раскаяние, отрицание, и критика сложившейся “новой” жизни.
Фольклорные истоки произведений Есенина наиболее ярко выражены в стихотворении “Топи да болота…”. Фольклорная основа лежит в фундаменте этого стихотворения. Фразы “Тенькает синица…”, “Ступают ракиты…” напоминают деревенский говор крестьян.
Приемлю все.Как есть все принимаю. | Готов идти по выбитым следамОтдам всю душу октябрю и маю,Но только лиры милой не отдам. |
Образы простого русского народа достаточно часто сквозили в его стихах, его отношение к простому народу близки по духу к Некрасову:
Духовные драмы Есенина в последние годы его жизни связаны с теми переменами в России, которые произошли в результате революции, и если ранний Есенин принимал революцию, видя лишь ее смысл в лозунге “Земля – крестьянам!”, то поздний, видя всю разруху деревенской жизни – чего он никак не ожидал, начинает ее отвергать. Это ярко выражено в таких стихах, как “Возвращение на Дедину”, “Неуютная жидкая лунность”, “Письмо матери” и других.
В стихотворении “Возвращение на Дедину” мы видим, как революция повлияла на жизнь крестьянства. Лирический герой, приехав в родной край, не может узнать ни отчего дома, ни мать, ни отца. Он с грустью понимает, что родной край стал для него чужим. Поэтический мир поэта столкнулся с оголенной реальностью, которая душит его:
Я с грустью озираюсь на окрестность:
Какая незнакомая мне местность!
Вследствие этого происходит душевная драма поэта.
Этот же разлад виден и в стихотворении “Неуютная жидкая лунность”, в котором поэт осознает равнодушие ко всему происходящему и ужасается этим:
Равнодушен я стал к лучам,
И очажный огонь мне не мил.
Однако, крест на России он не ставит, это видно из следующих строк стихотворения. Поэту больно видеть, что его Россия терпит нищету, унижение, и он призывает ее:
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям.
В стихотворении “Письмо матери” сожалеет о прожитых годах. Поэт ищет в жизни какую-то опору. Разочаровавшись в жизни, он понимает, что этой опорой служит его мать:
Ты одна мне помощь и отрада
Ты одна мне несказанный свет.
Драма заключается в том, что он мечтает вернуться в прошлое, стать прежним: молодым, беззаботным, жаждущим славы, но он сам понимает, что “к старому возврата больше нет”
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.