0
(0)

Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1885—1922). Его опыты в области стиха, языковое творчество, упорное стремление обновить слово, вывести из него целые ряды родственных значений и звучаний оказали позитивное воздействие на развитие отечественного стихосложения.

Хлебников принципиально называл себя не футуристом, а «будетлянином». Этим термином, с его подчеркнуто славянским обликом, он как бы давал понять, что художественное новаторство должно опираться не на отрицание, а, напротив, на творческое развитие национальных традиций, на возрождение древнейших истоков русской культуры.

Поэт-«заумник», постоянно нарушавший в своих произведениях привычные логические и словесные связи, тяготевший к созданию разветвленной цепи неологизмов (например, в стихотворении «Любхо» он образовал от основы глагола «любить» 400 новых слов), В. Хлебников был в то же время и поэтом-мыслителем, для которого свойственны напряженные раздумья о судьбах человека и вселенной. Он мечтал о восстановлении утрачиваемой гармонии человека с природой, призывал учиться высшей мудрости у зверей, птиц и растений. В поэме в Прозе «Зверинец» (1900) он полемически утверждает, что «взгляд зверя больше значит,//Чем горы прочтенных книг».

Хлебникова тревожила нарастающая власть техники над человеком, превращающимся в раба технического прогресса. В фантастической поэме «Журавль» (1909) он повествует о том, как происходит «восстание вещей» и над людьми берет власть чудовищный журавль, возникший из огромного подъемного крана. К нему слетаются дома, фабричные трубы, чугунные решетки, мертвецы с кладбищ, и «жизнь уступила власть союзу трупа и вещи». С близким кругом мыслей мы сталкиваемся и в поэмах «Змей поезда (1910) и «Бунт жаб» (1914). В первой из них жертвой поезда-змеи оказываются пожираемые им люди, а во второй — гибнущие под колесами локомотива жабы и лягушки. Техника выступает в этих произведениях в роли губительной силы, враждебной всему живому.

Не избегая в своем творчестве современных тем и проблем, Хлебников одновременно пристально обращался к прошлому. Современность для него — лишь отрезок в нескончаемом потоке времени, которое в своем движении устремлено и в будущее, и в прошлое. Прием «сдвига» во времени лежит в основе целого ряда фантастических произведений поэта.

В поэме «Внучка Малуши» (1908), например, внучка киевского князя Владимира встречается с петербургскими курсистками, а в поэме «Шаман и Венера» римская Венера попадает по воле автора в жилище сибирского, шамана. Противопоставляя современной ему бездуховной действительности культуру прошлого, Хлебников поэтизирует людей, которые и в современных условиях сохраняют свою «естественность», первобытную чистоту и красоту чувств («Охотник Уса-Гали»),

Как страшное преступление против человечности Хлебников воспринял первую мировую войну. В его поэмах «Война в мышеловке» и «Невольничий берег» скорбь о жертвах войны сочетается с ненавистью к тем, кто на ней наживается.

В стихотворениях «Война-смерть», «Где волк воскликнул кровью…», «Девы и юноши, вспомните…» и других поэт пишет о том, что война повсеместно сеет горе и смерть, что обесценивается самое дорогое — человеческая жизнь. («Правда, что юноши стали дешевле?//Дешевле земли, бочки воды и телеги углей?»). Подчеркивая бесчеловечность мировой бойни, он создает гротескный образ «войны-Великанши», которая «волосы чешет свои об трупья».

Поэт-гуманист обращается в своих произведениях к совести и сознанию людей всей планеты, призывая их одуматься и прекратить братоубийственное кровопролитие.

В последние годы жизни поэзия В. Хлебникова обогащается новыми красками, становится емкой и многогранной, пронизана стремлением ее создателя понять смысл происходящих в стране событий:

Свобода приходит нагая,

Бросая на сердце цветы,

И мы, с нею в ногу шагая.

Беседуем с небом на ты.

Этот творческий взлет был 28 июня 1922 года прерван безвременной смертью поэта.

0 / 5. 0

.