4.3
(3)

Начало новокрестьянской поэзии в русской литературе XX века положил Николай Алексеевич Клюев (1884— 1937). Уроженец северной России, выходец из семьи старообрядцев, Клюев с гордостью называл себя потомком неистового Аввакума, поэтому в его стихах не было ни униженности, ни покорности, ни смирения.

Первая же книга поэта «Сосен перезвон» (1911) стала заметным явлением в поэзии тех лет. В ней четко обозначились .отличительные черты его творчества — активное использование образов, тем и поэтических приемов песенного устного народного творчества, бунтарские мотивы, связанные с идеей религиозной жертвенности:

Я надену черную рубаху

И вослед за мутным фонарем

По камням двора пойду на плаху

С молчаливо-ласковым лицом.

В своих произведениях Клюев поэтизирует трудолюбие и религиозно-нравственные основы русского крестьянского характера, его «освежительную» силу, обусловленную неразрывной связью крестьянина с природой, со всем окружающим его миром:

Вскормили нас ущелий недра,

Вспоил дождями небосклон,

Мы валуны, седые кедры,

Лесных ключей и сосен звон.

Подобные мысли звучат и в последующих стихотворных сборниках Клюева «Братские песни» (1912), «Лесные были» (1913), в которых появляется еще один существенный мотив его творчества: поэтизация крестьянского быта. Образ избы является у Клюева не только символом надежности и созидательности крестьянской жизни, но и центром его поэтического мира. Вот почему строительство деревенского дома в стихотворении «Избу строят» (1915), уподобляется поэтом акту высокого художественного творения:

Тепел паз, захватисты кокоры,

Крутолоб тесовый шеломок.

Будут рябью писаны подзоры

И лудянкой выпестрен конек.

По стене, как зернь, пойдут зарубки:

Сукрест, лапки, крапица, рядки,

Чтоб избе-молодке в красной шубке

Явь и сон мерещились — легки.

Большое место в поэзии Клюева уделено родной северной природе. Но он не только живописует картины природы. С неистовой аввакумовской страстью он обличает тех, кто рожден с холодным сердцем и равнодушен к красоте окружающего мира:

В хвойный ладан дохнул папироской

И плевком незабудку обжег.

Зарябило слезинками плесо,

Сединою заиндевел мох.

Заломила черемуха руки,

К норке путает след горностай…

Сын железа и каменной скуки

Попирает берестяный край.

Бездушное отношение к природе, разрыв животворных связей с нею рассматривается Клюевым, как и другими новокрестьянскими поэтами, как основной признак духовного оскудения человека.

Октябрьскую революцию Клюев приветствовал. На первых порах поэт верил, что она приведет Россию к мужицкому раю. Однако дальнейшие события, связанные прежде всего с оскудением крестьянской жизни, заставили его усомниться в этом. Наперекор атеистической пропаганде Клюев в своих стихотворениях и поэмах «Мать-суббота», «Заозерье», «Деревня» не уставал писать о религиозной основе русского бытия, славил дорогую его сердцу деревню с многовековыми привычками, традициями и обычаями, ныне разрушаемыми безжалостной рукой «неистовых революционеров».

Неудивительно, что Клюев был объявлен «кулацким поэтом» и оказался одной из первых жертв репрессий 30-х годов. В 1934 году он был арестован и выслан в Сибирь, а в 1937 году расстрелян в г. Томске.

4.3 / 5. 3

.