0
(0)

В 1892 году в Тифлисе в газете «Кавказ» под псевдонимом Максим Горький появился рассказ «Макар Чудра», написанный Алексеем Максимовичем Горьким (Пешковым). В 1898 году из рассказов романтического цикла («Старуха Изергиль», «Макар Чудра» и др.) и рассказов босяцкого цикла («Челкаш», «Каин и Артем», «Емельян Пиляй», «Бывшие люди») составилась и увидела свет книга «Очерки и рассказы», сразу выдвинувшая писателя в среду крупнейших художников-реалистов. Главный конфликт обоих циклов — несовместимость высокого идеала, мечты и существующего миропорядка, умонастроений. В рассказах-легендах романтические герои ищут своё место в мире, отвоёвывают свободу, борются за неё. Одни из них ищут её для себя, другие, как старуха Изергиль, для себя и других, третьи, жертвуя собой, зачастую освобождают «слепых» (порой испытывая неблагодарность толпы), ведут их сквозь ночь и болота.

В «босяцком» цикле романтизм героев в лохмотьях, обитателей ночлежек иной: они способны на миг взбунтоваться, увлечься высоким видением (Коновалов в одноимённом рассказе увлечён личностью Разина), но очевидна и их неготовность к отпору обступающей их подлости, унижению. Эта же ситуация — со множеством бунтарских вспышек и поражений — ярко раскрыта в пьесе «На дне». В ночлежке, под сводами подвала собраны люди, сломленные жизнью, тоскующие о лучшей доле, готовые слушать любое слово, дающее надежду. Надежды ещё до конца не утрачены, души ещё не опустошены до конца, ещё освещаются вспышками мечтаний. И в этой среде сталкиваются (но не как антагонисты, а скорее как дополняющие друг друга проповедники) босяк Сатин и старец-праведник Лука. Как противоречиво человеколюбие, сострадательный гуманизм Луки: «Пожалеть человека хорошо бывает, — говорит он, сразу же внося поправку: — Не всегда правдой душу вылечишь … » Что же, нужна сладкая ложь? И, значит, правда должна быть … выборочной, расчётливо преподнесённой? С этим косвенно спорит Сатин, отвергая ложь во спасение, провозглашая знаменитую формулу горьковского гуманизма: «Человек! .. Это звучит … гордо!».

В дальнейшем Горький создаёт множество характеров, «выламывающихся»  из своего сословия (роман «Фома Гордеев», пьеса «Егор Булычов и другие»), целый цикл обокуровской (застойной) обломовской Руси» («Городок Окуров»), автобиографическую трилогию о детстве («Детство»,  «В людях»,  «Мои университеты», ) и знаменитый цикл рассказов о новых хождениях по Руси.

Что такое «горьковский путь» в литературу?

Максим Горький (настоящая фамилия — Пешков Алексей Максимович) — прозаик, драматург, публицист, как мы уже видели, пришёл в литературу из очень далёкой от неё среды.

Личность Максима Горького, став темой легенд, в 80-90-е годы, в связи с переоценкой литературных авторитетов, явно заслонила то высокохудожественное, не засвеченное политическими тенденциями, что было в его творчестве. И прежде всего рассказы из цикла «По Руси» (1912). В этом цикле — его представляет рассказ «Ледоход» — писатель изжил своё преувеличенно восторженное отношение к «босякам», люмпенам, людям дна с фразами Ницше (о сверхчеловеке, о праве жить, просто «обременяя собой землю», и т.п.) на устах. Он исследовал иной конфликт: между пассивностью, вялостью и здоровым, творческим началом, не умиравшем в русском человеке и среди свинцовых мерзостей жизни. Иначе говоря, это конфликт между «окуровской Русью» (вспомним повесть Горького межреволюционных лет «Городок Окуров» -о застойном укладе жизни провинции) и Русью деятельной, творческой … Рассказ «Ледоход» на фоне других произведений новеллистического, очеркового жанра выделяется убеждающей силой протеста писателя против безверия, уныния, пессимизма) охвативших в это время русское общество. Нет роковой власти «тьмы», «бездны», «мелких бесов», «чертовых качелей». Об этом говорит в рассказе Горький) полемизируя с Л.Н.Андреевым и Ф.К.Сологубом.

 

0 / 5. 0

.