0
(0)

Начнем с напоминания даты рождения Роберта Рождественского — 20 июня 1932 г
— А вот что он сам писал о себе:

Родился я
в селе Косиха
дождливым летом
на Алтае.
А за селом синело поле
И пахло ливнем переспелым …

Детство поэта совпало с Великой Отечественной войной. И опять предоставим слово Роберту Ивановичу: «Отец у меня — профессиональный военный, а мать в середине июня сорок первого года окончила Омский медицинский институт. Так что в самые первые дни войны родители мои ушли на фронт».

Вспоминая о месте и времени своего рождения, поэт воскликнет:

Нет!
Я родился много позже.
Потом.
В июне.
В сорок первом.
И жёсткий голос Левитана
Был колыбельною моею.

Не случайно первое опубликованное в июле 1941 года стихотворение девятилетнего Роберта называлось «С винтовкой мой папа уходит в поход». До 1943 года он жил с бабушкой, а после её смерти был определён матерью в детский дом в Москве, где находился до 1945 года. После Победы Рождественские живут в Ленинграде, а с 1948 года — в Петрозаводске.

Там после окончания школы Роберт поступил в университет. Но через год, в 1951 году, оставил учёбу в нём ради Литературного института имени Горького. В Москве молодой поэт сразу же окунулся в атмосферу литературных споров. Настоящий успех при- несла ему в 1955 году поэма «Моя любовь».

Именно Роберту Рождественскому принадлежит знаменитая фраза: «Всё начинается с любви». Не случайно эта строка его программного стихотворения стала также названием одного из лучших его сборников, который появится в 1977 году.

Вот фотография из семейного альбома, запечатлевшие поэта с его женой и дочерьми Катей и Ксенией.

snimok
— Его жена вспоминала: «Он был не только однолюбом, но и верным человеком, рыцарем … В его присутствии невозможно было сказать ни о ком плохо. Жизнь с ним была праздником. И не только для меня — для всех. Для наших девочек, для наших мам, для друзей … ».
Продолжаем  рассказ о поэте:
— Он окончил Литературный институт в 1956 году. В этом же году прошёл знаменитый хх съезд партии, на котором пересматривалась роль Сталина в истории страны.

Начиналась другая эпоха. В шестидесятые годы хх века в нашей стране поэзия станет важным явлением жизни общества. Поэты собирали на свои вечера огромные залы, стадионы. Как сегодня собирают их рок-певцы. Такую поэзию назовут «эстрадной».

Особенно знаменитыми будут вечера в Политехническом музее в Москве. Именно там зал будет подпевать песням Булата Окужавы, внимать стихам Андрея Вознесенского и Евгения Евтушенко. Там же на сцене появится молодой человек с крупными чертам лица, в свитере грубой вязки и, чуть заикаясь прочтёт свои стихи, такие искренние и удвительно созвучные времени.

Вот фотографии, где все перечисленные поэты запечатлены вместе.

snimok2
— Именно эти четыре поэта и станут голосом той эпохи. Тех, чья творческая биография начнётся в эти годы, назовут шестидесятниками.

— В 1969 году Роберт Иванович пишет поэму «Посвящение». Она о подвиге Юрия
Алексеевича Гагарина.

— Значительное место в творческом наследии Рождественского занимают песни.
Многие из них и сегодня звучат в эфире, например «Огромное небо».

Расскажем об истории создания песни:
— В не очень погожий весенний день, 6 апреля 1966 года, лётчики, командир самолёта капитан Борис Владиславович Капустин и штурман старший лейтенант Юрий Николаевич Янов, получили приказ перегнать свою крылатую машину на другой аэродром. Во время полета отказали оба двигателя, и самолёт стал падать на жилые кварталы большого города. Лётчикам удалось отвести самолёт за черту города. Они приняли решение совершить посадку в лесу, который виднелся неподалёку.

К несчастью, в этом лесу располагалось кладбище) и по случаю Пасхи там было много народа. И хотя с аэродрома поступила команда катапультироваться, пилоты решили не покидать падающую машину. Показавшееся вдали озеро вполне могло подойти для экстремальной посадки на воду, но возникшая вдруг впереди дамба с шоссе, на котором было много автомобилей, заставила командира экипажа неимоверным физическим усилием приподнять уже совершенно неуправляемый самолёт и перенести его через дамбу. После этого манёвра машина резко и с большим наклоном ушла в толстый слой ила на дне озера. Оба пилота погибли.

Было им всего лишь по тридцать пять лет. Об этой трагедии писали все крупнейшие газеты Советского Союза. Из них об этом событии узнал и Рождественский. В 1967 году молодой поэт, практически ровесник лётчиков, написал своё стихотворение и обратился к композитору Оскару Фельцману с предложением положить его на музыку. Так родилась эта песня.

«Огромное небо» — повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай»:
Об этом, товарищ,
Не вспомнить нельзя
В одной эскадрилье
Служили друзья,
И было на службе
И в сердце у них
Огромное небо) огромное небо,
Огромное небо — одно на двоих.
Дружили, летали
В небесной дали,
Рукою до звёзд
Дотянуться могли,
Беда подступила,
Как слёзы к глазам —
Однажды в полёте, однажды в полёте,
Однажды в полёте мотор отказал …
и надо бы прыгать —
Не вышел полёт! ..
Но рухнет на город
Пустой самолёт!
Пройдёт, не оставив
Живого следа,
И тысячи жизней, и тысячи жизней,
И тысячи жизней прервутся тогда!
Мелькают кварталы,
И прыгать нельзя …
«Дотянем до лесе» —
Решили друзья.
«Подальше от города
Смерть унесём.
Пускай мы погибнем, пускай мы погибнем,
Пускай мы погибнем, но город спасём!»
Стрела самолёта
Рванулась с небес,
И вздрогнул от взрыва
Берёзовый лес! ..
Не скоро поляны
Травой зарастут …
А город подумал, а город подумал,
А город подумал: «Ученья идут!»

В могиле лежат
Посреди темноты
Отличные парни
Отличной страны…
Светло и торжественно
Смотрит на них
Огромное небо, огромное небо,
Огромное небо — одно на двоих!
1971

Размышляем над началом стихотворения. Как счастливо складывалась жизнь этих двух парней! Всё у них было: настоящая мужская дружба, любимая работа, крылатость души, ощущение бытия, наполненного большим смыслом. Ещё бы: редко кому дарована возможность «рукою до звёзд дотянуться».

Потому что было у них «огромное небо – одно на двоих». Чаще всего Рождественский в своих произведениях использует перекрёстную рифму. В этом же стихотворении — рифма смежная, парная. Как будто даже тип рифмовки призван подчеркнуть эту гармонию и неразрывное единство судьбы двух друзей.

А вторая строфа дробится на две части строкой: «Беда подступила, как слёзы к глазам». Замечательное сравнение, в котором и внезапность произошедшего, и боль лирического героя, повествующего о судьбе погибших друзей. И если в первой части строфы — счастье, казалось бы, бесконечной жизни, то во второй — такая трагическая своей бесстрастной констатацией факта фраза: «Однажды в полёте мотор отказал».

Последующие две строфы представляют собой описание последних мгновений жизни пилотов. И вроде бы действительно всё просто: «И надо бы прыгать — не вышел полет!

Тем более и с земли поступила такая команда. Однако не случайно поэт использует сразу за этой строкой противительный союз «но». Тогда рухнувший на город пустой самолёт не оставит живого следа, прервёт тысячи жизней.

Так друзья оказались перед выбором. И поэт приводит нам их решение. При этом важно, что это прямая речь: «Дотянем до леса! Подальше от города смерть унесём. Пускай мы погибнем, но город спасём и опять союз «но»! Только теперь он указывает на то, что ради жизни других люди способны выбрать собственную гибель.
Библиография Рождественского:

Собрание сочинений в 3-х томах. — М.: Художественная литература, 1985.

Избранные произведения в 2-х томах. — М.: Художественная литература, 1979.

Испытание. — М.: Советский писатель, 1956.

Необитаемые острова. — М.: Советский писатель, 1962.

Ровеснику. — М.: Молодая гвардия, 1962.

Радиус действия. — М.: Советский писатель, 1965.

Реки идут к океану. — Алма-Ата: Жазушы, 1965.

Сын Веры. — М.: Молодая гвардия, 1966, 1968.

Всерьёз. — М.: Советский писатель, 1970.

Посвящение. — М.: Молодая гвардия, 1970.

Горячий Север. — Мурманск, 1971.

Радар сердца. — М.: Советский писатель, 1971.

И не кончается земля… — М.: Известия, 1971. — 224 с., 50 000 экз.

Возвращение. — Петрозаводск: Карелия, 1972.

За двадцать лет. — М.: Художественная литература, 1973.

Линия. — М.: Молодая гвардия, 1973.

Перед праздником. — М.: Детская литература, 1974.

Огромное небо. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1975.

Не просто спорт. — М.: Физкультура и спорт, 1976.

Всё начинается с любви. — М.: Молодая гвардия, 1977.

Разговор пойдёт о песне. — М.: Советская Россия, 1979.

Семидесятые. — М.: Современник, 1980.

Стихотворения. Поэмы. — Кемерово, 1981.

Выбор. — Петрозаводск: Карелия, 1982.

Голос города. Двести десять шагов. — М.: Советский писатель, 1982.

Двести десять шагов. — Петрозаводск: Карелия, 1982.

Двести десять шагов. — Рига: Лиесма (латыш.), 1982. (с параллельным переводом на латышский язык)

Семь поэм. — М.: Молодая гвардия, 1982.

Это время. — М.: Советский писатель, 1983.

Стихи. Баллады. Песни. — М.: Советская Россия, 1984.

За того парня. — М.: Воениздат, 1986.

Возраст. — М.: Художественная литература, 1988. — ISBN 5-280-00476-6

Стихотворения. — М.: Молодая гвардия, 1988. — ISBN 5-235-00653-4

Пересечение. — Краснодар: Сев. Кавказ, 1992. — ISBN 5-207-00279-1

0 / 5. 0

.