0
(0)

План:

  1. Творческая и фронтовая биография Константина Симонова,
  2. Анализ стихотворения «Родина»,
  3. Анализ стихотворения «Если дорог тебе твой дом… »,
  4. Анализ стихотворения «Жди меня»

1.Творческая и фронтовая биография Константина Симонова

Константин Симонов как будто с детства готовился стать летописцем войны. Он родился в разгар Первой мировой — 28 ноября 1915 года. Его родной отец — военный, генерал-майор. Они никогда не встречались: согласно автобиографии Симонова, отец пропал без вести во время войны. Его воспитал отчим, тоже военный. Так что детство Симонова прошло в военных городках и с чётким представлением о том, что такое военная дисциплина.

«Дисциплина в семье была строгая, чисто военная. Существовал твёрдый распорядок дня, всё делалось по часам, в ноль-ноль, опаздывать было нельзя, возражать не полагалось,
данное кому бы то ни было слово требовалось держать, всякая, даже самая маленькая ложь презиралась», — писал Симонов. Неприятие лжи — необходимая черта не только для военного, но и для журналиста.

Любовь к литературе была другой отличительной чертой его детства и юности. Во время работы на заводе он начал писать свои первые стихи и вскоре поступил в Литинститут, совмещая работу и учёбу. Он писал о строительстве Беломорканала, о покорении дикой северной природы и о многом другом. Но уже в 1930-х годах в его стихах всё чаще звучит военная тема.

Возможно, он и его сверстники, родившиеся в период между страшными мировыми войнами, поразительным образом предчувствовали приближение войны. Вот что Симонов писал про свою поэму «Ледовое побоище» 1937 года: «Желание написать эту поэму у меня явилось в связи с ощущением приближающейся войны. Я хотел, чтоб прочитавшие поэму почувствовали близость войны … что за нашими плечами, за плечами русского народа стоит многовековая борьба за свою независимость».

Для Симонова война началась раньше, чем для остальных советских граждан. Летом 1939 года его послали освещать бои Красной армии на Халхин-Голе с японскими войсками. Не названный войной вооружённый конфликт на самом деле ею являлся. Симонов вспоминал об этом периоде своей жизни: «Первые в своей жизни выстрелы я услышал летом 1939 года в Монголии … Первое представление о том, что такое война, я получил, работая в нашей армейской газете во время конфликта с японцами на Хаяхин-Голе».

Наверное, уже тогда Симонов понял, что его судьба — писать о войне. Поэтому, вернувшись в Москву, он сразу пошёл на курсы военных корреспондентов. А вскоре начнётся настоящая война. Симонова призвали в армию в качестве военного корреспондента.

Конечно, он, в отличие от Юлии Друниной и многих других поэтов-фронтовиков, которые прошли войну рядовыми, прошагал непереносимо сложный путь до Берлина не в «кирзачах стопудовых». Но, работая корреспондентом, он смог побывать на разных фронтах и своими глазами видел самые разные бои и битвы.

Он был в Крыму и на севере, среди защитников Одессы и в Сталинграде, видел Курскую битву, Белорусскую операцию, освобождение Чехословакии, Польши и взятие Берлина. При этом он был не просто описателем войны, но и вдохновителем солдат. Его стихи переписывались от руки, они помогали бороться, жить и не терять надежду.

Самое главное, что Симонов показывал войну через любовь к Родине, дружбу, любовь и верность. Многие стихотворения Симонова похожи на песни, они отличаются удивительной певучестью («Жди меня», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины … » и др.).

После окончания войны Симонов остался военным писателем: многие его стихи, воспоминания, очерки, пьесы и романы возвращали читателя в военное время. Он писал в
предисловии к сборнику сочинений: «Я до сих пор был и продолжаю оставаться военным писателем, и мой долг заранее предупредить читателя, что, открывая любой из шести томов, он будет снова и снова встречаться с войной».

Не только жизнь Симонова, но и его смерть была связана с войной. Писатель прожил более 30 лет после Победы. Когда он умер, его прах, согласно завещанию, развеяли над Буйничским полем под Могилёвом. Там поэт оказался в самом начале войны, в дивизии, которая прорывалась через окружение. Там он чуть не погиб и запомнил это место до конца жизни.

«Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, — поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков … » — писал Симонов. Так после смерти он вернулся на это поле боя.

Теперь обратимся к лирике военных лет К.Симонова.  После выразительного чтения каждого стихотворения К.Симонова («Родина», «Если дорог тебе твой дом… », «Жди меня») даётся краткий его анализ.

  1. Анализ стихотворения «Родина»

Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой её ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.
1941

Тема стихотворения отражена в названии — «Родина». Отчизна начинается для нас с самого дорогого. Об этом рассказал Симонов в стихотворении. Чувство любви к родине
предстаёт как проявление высшего нравственного долга перед Родиной.

Стихотворение состоит из шести строф. В них автор передаёт свои мысли, чувства. Первая строфа созвучна словам известной «Песни о Родине» Лебедева-Кумача. Тот же масштаб, то же присущее первой половине 1930-х годов мировосприятие, тот же образ:

Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Это подтверждает и чёткий, ритмичный ямб, и ассонанс на звук [а]. Торжественность
стихотворению придают краткие формы прилагательных «непобедима, широка, горда».
Мы зримо ощущаем мощь «большой» Родины. Помогает нам это увидеть и эпитет в словосочетании «касаясь трёх великих океанов».

С помощью словосочетания «покрыта сеткою меридианов» автор передаёт масштаб Родины.

Страна огромна, она лежит, «раскинув города». Эта Родина одаривает тебя лучами своего величия и славы. Обращает на себя внимание то, что Симонов, говоря о Родине, в первой строфе использует местоимение «она».

В третьей строфе он пишет: «Ты вспомнишь не страну большую». Вторая строфа является своеобразным переходом к детальному описанию с детства дорогих пейзажей. Здесь Симонов создаёт образ малой родины: уже не бескрайние нивы, а «клочок земли» становится символом того, что человеку всего дороже.

Для передачи своего восприятия малой родины Симонов использует в четвёртой строфе назывное предложение. Здесь нет глаголов, нет действия. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «клочок», «речонку» указывают на бережное отношение к малой родине.

Пятая строфа — итог. Значимость чувства передаёт глагол совершенного вида «посчастливилось», Автор подводит нас к выводу: «большая» Родина, вся страна отражается в конкретной малой родине,

В той пяди земли,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

В шестой строфе лирическое чувство любви пере растает в патетическое ораторское
заключение. Здесь звучит основной пафос произведения:

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть … Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.

Этот образ Родины с её «тремя берёзами» пройдёт через всю военную поэзию Симонова. В этом стихотворении мы наблюдаем переход от одического принципа к элегическому – и вновь к одическому (в конце стихотворения): происходит снижение высоких понятий, но в таком приземлении эти понятия ничего не теряют: они приближают к солдатскому ощущению жизни.

Остро ощущая современность, Симонов решительно выступает против облегчённого изображения войны. Со свойственным его таланту обострённым чувством времени Симонов прямо и открыто говорит о реальностях войны и связанных с ними переживаниях. Более строгим, более конкретным стал образ Родины.

  1. Анализ стихотворения «Если дорог тебе твой дом».

Если дорог тебе твой дом,
Где ты русским выкормлен был,
Под бревенчатым потолком,
Где ты, в люльке качаясь, плыл;
Если дороги в доме том
Тебе стены, печь и углы,
Дедом, прадедом и отцом
В нем исхоженные полы;

Если мил тебе бедный сад
С майским цветом, с жужжаньем пчел
И под липой сто лет назад
В землю вкопанный дедом стол;
Если ты не хочешь, чтоб пол
В твоем доме фашист топтал,
Чтоб он сел за дедовский стол
И деревья в саду сломал…

Если мать тебе дорога —
Тебя выкормившая грудь,
Где давно уже нет молока,
Только можно щекой прильнуть;
Если вынести нету сил,
Чтоб фашист, к ней постоем став,
По щекам морщинистым бил,
Косы на руку намотав;
Чтобы те же руки ее,
Что несли тебя в колыбель,
Мыли гаду его белье
И стелили ему постель…

Если ты отца не забыл,
Что качал тебя на руках,
Что хорошим солдатом был
И пропал в карпатских снегах,
Что погиб за Волгу, за Дон,
За отчизны твоей судьбу;
Если ты не хочешь, чтоб он Перевертывался в гробу,
Чтоб солдатский портрет в крестах
Взял фашист и на пол сорвал
И у матери на глазах
На лицо ему наступал…

Если ты не хочешь отдать
Ту, с которой вдвоем ходил,
Ту, что долго поцеловать
Ты не смел, — так ее любил, —
Чтоб фашисты ее живьем
Взяли силой, зажав в углу,
И распяли ее втроем,
Обнаженную, на полу;
Чтоб досталось трем этим псам
В стонах, в ненависти, в крови
Все, что свято берег ты сам
Всею силой мужской любви…

Если ты фашисту с ружьем
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовем, —
Знай: никто ее не спасет,
Если ты ее не спасешь;
Знай: никто его не убьет,
Если ты его не убьешь.
И пока его не убил,
Ты молчи о своей любви,
Край, где рос ты, и дом, где жил,
Своей родиной не зови.
Пусть фашиста убил твой брат,
Пусть фашиста убил сосед, —
Это брат и сосед твой мстят,
А тебе оправданья нет.
За чужой спиной не сидят,
Из чужой винтовки не мстят.
Раз фашиста убил твой брат, —
Это он, а не ты солдат.

Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвым стоял.
Так хотел он, его вина, —
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать.
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!

Жёсткое стихотворение Симонова «Убей его!» («Если дорог тебе твой дом… »), которое совсем не просто понять и принять в мирное время, тогда было нужно. Ведь не так просто обыкновенным людям перестроиться на военную жизнь и начать убивать.

Поэт Михаил Львов писал об этом стихотворении: «В 1944 году на Сандомирском плацдарме, за Вислой, говорил мне мой друг-танкист о стихотворении Симонова «Убей его!»: Я бы присвоил этому стихотворению звание Героя Советского Союза. Оно убило гитлеровцев больше, чем самый прославленный снайпер… » Именно такую цель Симонов перед собой и ставил — приравнять перо к боевому оружию.

В этом стихотворении обнаруживаем переход от одического принципа к элегическому. Поэт называет приметы малой родины, дома, где родился человек (бревенчатый потолок, люлька, стены, печь и углы, «И под липой сто лет назад / В землю вкопанный дедом стол»), и, используя агитационную интонацию, призывает солдата защитить всё это:

Если ты фашисту с ружьём
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Всё, что родиной мы зовём, —
Знай: никто её не спасёт,
Если ты её не спасёшь;
Знай: никто его не убьёт,
Если ты его не убьёшь.
и пока его не убил,
Ты молчи о своей любви,
Край, где рос ты, и дом, где жил,
Своей родиной не зови.

Так же как в стихотворении «Родина», в конце стихотворения «Если дорог тебе твой дом» лирическое чувство любви к малой родине перерастает в патетическое ораторское заключение. Здесь выражен основной пафос произведения:

Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!

При всей своей ненависти, взывающей к возмездию, по сути, Симонов далёк от призыва к мести как таковой, к отмщению, продиктованному слепой яростью. Строки этих стихотворений были вызваны ненавистью к врагу, посягнувшему на родимую землю, на
жизнь наших людей.

  1. Анализ стихотворения «Жди меня, и я вернусь»

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет:- Повезло.-
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Пожалуй, это самое главное стихотворение Симонова. И именно оно показывает, что военная поэзия — это не заказ, не агитация  и пропаганда, а выражение автором его искренних чувств.

Это стихотворение Симонов написал для своей любимой Валентины Серовой, после того как едва не погиб под Могилёвом. Он не собирался его публиковать, так как считал его очень личным. Но, как оказалось, точно такие же чувства испытывали миллионы солдат, так что стихотворение долго распространялось в списках. Один из друзей Симонова сказал, что оно — лучшее лекарство от тоски по жене.

Это не просто стихотворение. Это заклинание, молитва, призыв — для каждого своё. Повторяющиеся строки, как ворожба, помогают поверить в себя и собраться с силами даже в самый сложный момент.

В годы Великой Отечественной войны поэзия была самым любимым литературным жанром. Поэтам — участникам Великой Отечественной войны свойственны чувство глубокой любви к Отчизне, своим родным и близким, ненависть к врагу, чувство товарищества и долга. Их поэзия пронизана верой в победу, горечью и болью от гибели товарищей, родных, любимых, стремлением сохранить память о каждом из них.

Искренность, проникновенность, глубина чувства делали лирику периода Великой Отечественной войны близкой нашему народу, сердцам тех, кто воевал, кто у станков выпускал снаряды, кто ждал любимых, ждал победы …

0 / 5. 0

.