0
(0)

Еще более сложны и непредсказуемы творческие метаморфозы Ф. Сологуба (псевдоним Федора Кузьмича Тетерникова, 1863—1927), который в лучших произведениях выходил за рамки декадентских настроений. В целом ряде своих многочисленных стихотворений (число их обозначается четырехзначной цифрой) он упорно призывал ненавидеть жизнь, солнце, людей, всячески культивировал отчужденность от общества («Жить с людьми — какое бремя!» — так начинается одно из его ранних стихотворений), писал о «владычестве смерти», о «погибельном круге», который очерчивает «недотыкомка серая» — неотвязное наваждение, рожденное житейской пошлостью, отчаянием и мистическими предчувствиями (стихотворение «Недотыкомка серая»).

В то же время у Сологуба есть и стихи, в которых проповедуется прямо противоположное: любить жизнь в буйстве ее сил, в солнечном свете, восхищаться красотой земли. В одном и том же 1899 году Сологуб пишет мрачные стихи «Недотыкомка серая» и создает яркий гимн жизни:

От курослепов на полях

До ярко-знойного светила

В движеньях, звуках и цветах

Царит зиждительная сила.

Волной в ручье моем звеня,

Лаская радостное тело,

Она несет, несет меня,

Ее стремленьям нет предела.

В этих мажорных и звучных аккордах слышится тютчевский восторг перед мощью творящей природы.

Частая тема поэзии Сологуба — власть дьявола над человеком («Когда я в бурном море плавал», 1902; «Чертовы качели», 1907 и др.)- Но дьявол у Сологуба — символ не только зла, но и протест против обывательского благополучия и успокоенности. Как справедливо писал поэт и критик; В. Ходасевич, «Сологуб кощунствовал и славословил, проклинал и благословлял, воспевал грех и святость, был жесток и добр, призывал смерть и наслаждался жизнью… ничто у него ничем не вытеснялось, противоречия в нем уживались мирно, потому что самая наличность их была частью его мировоззрения».

Злым и грубым будням быта поэт противопоставлял утопическую романтику, мечту о счастливой и прекрасной жизни где-то в другом, призрачном мире. Так возник стихотворный цикл «Звезда Маир» (1898—1901) —поэтическая фантазия о внеземной блаженной стране счастья и покоя.

В 1910-е годы в отличие от ранних стихотворений, проникнутых пессимизмом, Сологуб славит земное бытие:

У тебя, милосердного Бога.

Много славы, и света, и сил.

Дай мне жизни земной хоть немного,

Чтоб я новые песни сложил

(«Расточитель»)

Немало стихотворений Сологуб посвятил России: «О Русь! в тоске измемогая» (1903), «Люблю я грусть твоих просторов» (1903), «Россия», (1910) и др. Россия для него — необъятная, огромная, то веселая, то грустная, но всегда любимая:

Люблю я грусть твоих просторов.

Мой милый край, святая Русь.

Судьбы унылых приговоров

Я не боюсь и не стыжусь,—

признается поэт.

Этой милой его сердцу Руси он слагал вдохновенные песни:

Милее нет на свете края,

О Русь, о родина моя.

Тебе, в тоске изнемогая,

Слагаю гимны я.

(«О Русь! В тоске изнемогая…»)

Стихи Сологуба внешне просты по своей художественной форме, но за этой простотой скрыто высокое профессиональное мастерство. С большим искусством им повторяются, подхватываются, варьируются отдельные слова и целые словосочетания, столь же совершенно владел он ритмикой и искусством композиции при создании своих произведений.

Сологуб выступал также как драматург и прозаик. Он — автор романов «Тяжелые сны», «Заклинательница змей», «Мелкий бес», «Слаще яда», «Творимая легенда» и нескольких сборников рассказов: «Жало смерти» (1908), «Книга очарований» (1909) и др. Повествование в них держится на едва заметном переходе от реальности к фантастике. Неожиданные или странные происшествия в жизни героев происходят то ли наяву, то ли во сне или в бреду.

Наиболее значительным прозаическим произведением Сологуба является роман «Мелкий бес» (1902). Впервые опубликованный в 1905 году, он вызвал широкий общественный резонанс. В центре романа — омерзительная фигура учителя провинциальной гимназии Передо нова, садиста, доносчика и невежды.

Этот педагог и наставник ходит по квартирам и сладострастно сечет гимназистов, с восторгом наушничает и пишет доносы на директора школы и сослуживцев, издевается над своей сожительницей, вдохновенно делает пакости квартирной хозяйке и даже собственной прислуге. Он не читает книг и газет, гордится своим невежеством, считая это первым признаком патриотизма, а в гимназии учебу превращает в бессмысленную муштру.

Передонов — не только садист и доносчик. Это прежде всего раб, считающий свое состояние рабства естественным и наслаждающийся им. Без разрешения начальства он боится ступить шагу и обходит должностных: лиц города с единственной целью — убедить всех в собственной благонадежности.

Автор воссоздает широкую картину местных нравов, рисуя не только сатирический образ главного героя, но и многообразные фигуры городских обывателей — от сожительницы Передонова Варвары Малошиной, которая женит его на себе, шантажируя протекцией некоей княгини и выдуманным инспекторским местом, до предводителя дворянства Вериги, прокурора Авиновицкого и других «мертвых душ» города. В романе ощутима преемственная связь с классической литературой — с гоголевским описанием обывательской пошлости, щедринским осмеянием законопослушной благонамеренности и чеховским осуждением боязни всего нового, выходящего за рамки установленных правил.

У Сологуба все это доведено до предела: картины обывательского существования граничат с бредом, и сам Передонов постепенно сходит с ума. В романе возникает атмосфера кошмара, воплощением которого становится Недотыкомка, которая чудится Передонову во всех углах дома. Это неотвязное наваждение преследует Передонова, повергает его в дикий страх, ведущий к постепенному распаду личности. Образ Недотыкомки, уже фигурировавший ранее в поэзии Сологуба, привносит в роман декадентский мотив. Декадентский привкус имеют и насыщенные эстетизированным эротизмом сцены взаимоотношений провинциальной барышни Людмилы Рутиловой с наивным подростком, гимназистом Сашей.

Однако главное в «Мелком бесе» — острая социально-нравственная сатира. С образом Передонова Сологуб ввел в обиход понятие «передоновщина» как воплощение всего косного и мерзкого.

«Мелкий бес» — вершина творчества Сологуба, которого А. Блок назвал за этот роман «законным преемником Гоголя».

Октябрьскую революцию Сологуб не принял, но родину не покинул, оставшись в рядах так называемой «внутренней эмиграции». В 20-е годы Сологуб практически не написал ничего значительного, выступая в основном как переводчик.

0 / 5. 0

.