Творчество Толстого

ТВОРЧЕСТВО Л. ТОЛСТОГО КАК ПОЛНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Каждому, кто открывает впервые «Войну и мир», бросается в глаза необычная особенность этого романа — несчетное количество рассуждений на исторические и философские темы. Многие читатели и сейчас считают, что в романе много философских отступлений. Но, на мой взгляд, Толстой хочет таким образом убедить, что на роман не стоит смотреть только как на художественное произведение, которому не свойственны ни аналитические рассуждения, ни философский взгляд.Толстой ищет смысл бытия человека и в частной жизни, и в масштабах исторических.И в этих поисках он через незначительное и малое объясняет большое. Писатель смело сопоставляет сцены из частной жизни с эпизодами событий исторического значения. Бородинское сражение, победу над Наполеоном Толстой осмысливает прежде всего как торжество справедливости, человечности над злом.

Эпическая рассказ дает возможность писателю показать нам две войны — «чужой» и «свою», то есть Аустерлиц 1805 года и Отечественной войне 1812 года. Сам Толстой отмечал, что ему сложно писать о победе русской армии, не упомянув сначала о горькое поражение. Писатель почувствовал народный характер войны, которую, по его мнению, выиграли не гениальные полководцы, а обычные солдаты и офицеры. Поэтому не случайно в своем романе он подробно описывает не блестящие штабы и резиденции полководцев, а кровавое поле боя.

Стремление к глубокой жизненной правды до «срыва всех и всяческих масок» — основной признак художественного реализма Толстого. Именно поэтому писатель является беспристрастно правдивым в воспроизведении динамики характера, «диалектики души» его любимых героев. Он не скрывает, например, Пьер Безухов сначала жил в безудержном разгуле, что Наташа изменила князю Андрею. В центре внимания писателя — реальная жизнь со всеми его неудобствами и неожиданностями.Примечательно, что Толстой не разделяет в романе личное и историческое, лишний раз подчеркивая это эпизодами, в которых герои уже оказываются в ситуации испытания. У него Николай Ростов, играя в карты с Долоховым, «молится Богу, как он молился на поле сражения на Амштеттенському моста», а в бою под Островной скачет «наперерез расстроенным рядам французских драгун с чувством, с которым он несся наперерез волку». Вспомним также, как смертельно раненый князь Андрей вдруг «вспомнил Наташу такою, какой он видел ее впервые на балу 1810 года, с тонкой шеей и тонкими руками, с испуганным, счастливым лицом, и любовь и нежность к ней, еще живее и сильнее, чем никогда, проснулись в его душе ».

Как в жизни все меняется, развивается, движется вперед, так и душевной жизни своих героев писатель описывает как сложный процесс различных настроений и глубоких кризисов. Герои его и любят, и страдают, и ищут, и сомневаются, и ошибаются, и верят. Так, глубоких противоречий, поисков и срывов полна жизни Пьера Безухова.Долохов, которого автор изображает как циника и отчаянного повесу, одновременно предстает перед нами как нежный, преданный сын. Вспомним также образы Андрея Болконского и Наташи Ростовой, в которых едва ли не наиболее полно проявляется толстовская «диалектика души», вся сложность и «текучесть» человеческого характера.

Сами приемы изображения героев у Толстого чрезвычайно разнообразны и неповторимы. Так, давая портретное описание человека, Толстой обычно подчеркивает в ней какую-то деталь, риса, настойчиво ее повторяя позже. Таковы, например, «лучистые глаза и тяжелая походка» Марии Волконской, «короткая верхняя губка с усиками» у жены Андрея Болконского, массивность и неуклюжесть Пьера.

Людей с примитивной психологией, лишенных сложных душевных переживаний, Толстой изображает лишь через портретные характеристики. Так, самоуверенность, привычку к властвования и аристократическую надменность князя Василия писатель воссоздал одной фразой: он «не умел ходить на цыпочках».

Чтобы сорвать из героев маски, показать их истинное лицо, автор широко и мастерски использует жесты, взгляды, улыбки, интонации, непроизвольные движения своих героев. Очень красноречивым здесь сцена встречи Василия Курагина с фрейлиной Шерер. Тщеславие, самодовольство князя Василия хорошо воссозданы «светлым выражением его плоского лица», «тихими и снисходительными интонациями» его речи, присущие … значительной лицу », его« холодным и скучающим тоном »,« его в большинстве случаев мнимой, заученной, по- светски любезной улыбкой ». Вдруг Шерер в разговоре упомянула о его сыновей. Это было самое больное место князя.«Ипполит, по крайней мере, спокойный дурак, а Анатоль — беспокойный. Вот единственное отличие », — сказал тот,« улыбаясь более естественно, чем обычно, и при этом особенно резко выказывая в сложившихся около его рта морщинах что-то неожиданно грубое и неприятное ». Так, через выражение лица и интонации реплик князя Курагина, автор раскрывает жестокую равнодушие этого аристократа.

Толстой рассказывает о людях, которые жалеют, стараются, идут к цели, но получают в результате что-то другое. Жизнь в его романе всегда является неожиданным, причем это касается и общих, исторических событий, и отдельных людей (князь Андрей, Наташа), которые не могут жить только по личным предпочтениям. Как объяснить это расхождение?Очевидно, ответ следует искать в том же Толстого, который считал, что каждый человек является участником истории, следовательно, ход истории зависит не только от рока, от решений императоров и полководцев, но и от того, что каждый человек совершает в своей жизни.

Отличительной особенностью творчества Толстого является изучение моральной стороны человеческого бытия. Источник зла Толстой видел в духовном несовершенстве личности, и поэтому важное место отводил моральной самооценке человека.

Print Friendly
Print Friendly
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2016 Инфошкола