0
(0)

«Ревизор» Гоголя — это целый мир, развившийся из одной идеи, все части которого составляют одно органическое целое. Этот уездный мир городничего, жены его и дочери, Добчинских и Бобчинских, Земляники,Тяпкиных-Ляпкиных взволновался одним событием, чрезвычайно важным для плутов и мошенников — приездом ревизора. Этот приезд было то страшное событие, которого они боялись, которое беспрестанно рисовало им их настроенное страхом воображение; до того времени они спокойно жили в своем городе, брали взятки и хоронили концы в воду.

Жизнь их была однообразна и безызвестна; городничий Сквозник — Дмухановский брал взятки с купцов; Тяпкин-Ляпкин ловил рыбу в мутной воде своего суда; Добчинский и Бобчинский бегали из одного дома в другой, переносили вести, сплетничали и угощали себя за свои труды на счет слушавших их болтовню. Жена городничего и дочь его кокетничали с уездными франтами с усиками и без усов. Земляника жил за счет богоугодных заведений. У них жизнь разделилась на две половины: в одной перед ними явилось обилие благ земных и плутовство, а в другой-господствовал страх наказания. Этот-то страх наказания явился, наконец, в лице ревизора.

Все засуетились, и во главе их Сквозник — Дмухановский, как начало и конец этой уродливой жизни. Он преимущественно боится суда, а с ним вместе боится и его паства, действующая по началам, усвоенным городничим. Но они лица второстепенные, дополняющие только те ужасы и бедствия, которые могут постигнуть преступного городничего; они увеличивали его ответственность, потому что мошенничали под его крылом.

Уездный город N

Уездный город N

Итак, приезд ревизора всколыхал весь этот маленький мир. Бобчинский и Добчинский приносят весть о ревизоре … Гороцничии в отчаянии, потому что велел высечь невинную унтерофицерскую жену, потому что на улицах грязь, потому что у него нет новой шпаги, а купцы не догадались подарить ему новую, хотя и видели, что старая шпага никуда не годится, потому что квартальный не по чину берет, потому что другой квартальный уехал разбирать случившуюся драку и воротился пьян. Добчинского, которому хочется рассказать еще что-нибудь о ревизоре, подмывают другие желания, он просит городничего позволить ему посмотреть в щелочку на ревизора, когда к нему войдет городничий. В это же время устарелая уездная кокетка торопится расспросить мужа о том, с усами ли ревизор и с какими усами; ей это очень интересно: она думала еще кокетничать с молодым человеком из Петербурга, потому что тогда она будет гордо обходиться с уездными франтами и даже презирать их; она в то же время начинает ревновать и бранить дочь. Одним словом, целый город высказал и то, что он ощутил при слове «ревизор», и то, чем он был прежде, как он жил. Каждый начинает действовать по-своему, гонимый страхом ревизорского имени, но каждый составляет только часть одной общей картины, воплотившей в себе идею автора. Каждый составляет отдельное, художественно выработанное лицо, но вместе с этим каждый есть только часть одного целого, одной идеи, воплощенной творчеством в живые образы.

Хлестаков, догадавшись, что его принимают за ревизора, начинает нести всякий вздор о себе; в его и без того глупой голове все закружилось от неожиданных обстоятельств, от внезапного перехода от голода и почти тюрьмы к сытному обеду, вину, полному почету; он сам уже не знает, что с ним делается; в голове у него двоится, он несет чушь и даже сам не может понять, что говорит … Между тем, каждое его слово наводит ужас на жителей уездного городка; личность Хлестакова все больше и больше растет в их глазах. Наконец, Хлестакова задабривают; он делается любезен с людьми, которые опасались его гнева. У людей этих снова возникает жизнь, надежды; городничий воображает себя уже в Петербурге, воображает дочь свою замужем за таким человеком. Городничий уже велит кричать о своем счастье. Его заветные мечты начинают возникать перед глазами; они были подавлены скромною жизнью уездного городка; но вот теперь выплывают из глубины его души во всем величии; городничий воображает себя генералом …
Городничий в пафосе. Все, что роилось у него в душе, все высказано от избытка счастья. Как чувство страха в начале пьесы открыло одну часть души его и показало в ней бездну сора, так чувство самодовольства подняло немало дряни из этой грубой природы. Но это еще не весь
городничий: он был низок от страха, был гнусен от счастья и гордости; теперь он узнает, что его обманули, что Хлестаков не ревизор, что все это пустяки.

0 / 5. 0

.