4.7
(3)

«Записки охотника» представляют яркую картину жизни русской деревни — крестьян и помещиков, и жизни, притом, преимущественно духовной, а не материальной, не бьющей в глаза ее экономическими отношениями. В этой картине народ является таким мощным и полным сил элементом русской жизни, что невольно наводит на мысль о несправедливости духовной и особенно материальной опеки над ним; а помещики — далеко не безупречные люди, т.е. самые обыкновенные, притом со следами влияния на них рабовладельческой беззаботности и легкомыслия, испорченности жизнью без труда; в их руках, в их полной власти и произволе тысячи и десятки тысяч тех крестьян. Тургенев был только художником в этой картине, а совсем не проповедником. Он дал только верную картину действительности, а уже эта действительность могла наводить на мысль о крепостном праве. Каждый рассказ сам по себе подобного обширного значения, конечно, иметь не мог: но вместе они говорили сочувственными мыслями тем, кто искал этих мыслей. Тургенев, как истинный художник, не мог преследовать тенденциозных целей, но его сочувствие было на стороне несвободного народа — и оно сказалось в его изображениях. В этом только смысле он и мог сам говорить о своей «борьбе» против несправедливого общественного устройства, против стеснений, наложенных на свободное развитие талантливого и сильного русского племени. Художественное значение «Записок охотника», значение правдивой картины русской жизни, необычайно велико. Тургеневу удалось подметить самые характерные черты русской души, и, быть может, всего более они находят для себя выражение именно в «Записках охотника». Многие позднейшие произведения имели уже в них свои основные, наиболее существенные элементы.

4.7 / 5. 3

.