0
(0)

Аннотация. В статье рассмотрены аксиологические и эстетические установки поучений древнерусской литературы: раскрываются духовно-нравственные и художественные ценности жанра, проявляющиеся в позициях авторов и героев, традиционно передающих христианские идеалы новым поколениям.

Аксиологическое изучение литературы позиционируется в современном литературоведении как новое направление в филологии. Между тем и фольклор, и русская литература, и история их изучения были связаны с ценностным мировосприятием от исходных жанровых форм, особенностей их функционирования и восприятия в обществе.

Дидактизм как важнейшая особенность художественного метода древней литературы способствовал формированию жанров, нацеленных на введение в национальное сознание русского человека ценностного мира христианской культуры в органичном её соединении с вековечными ценностями русского и других народов России и соседствующих народов.

Поучение как жанр литературы отразило и само отношение к книге как к «учению книжному», в котором и раскрывается «неизмеримая глубина» всех жизненных ценностей каждого человека как члена общества.

Ценностные основы авторского мировосприятия (создателя поучений) развиваются в тех нравственных постулатах, которые оставляются современникам и потомкам, считающим книги «реками, наполняющими вселенную». Эти «реки» вобрали в себя все «ручейки» системы ценностей каждой конкретной эпохи, каждого литературного жанра, пронеся их в новые времена.

Эстетические установки художественного метода древней русской литературы связаны с ориентацией на идеальные духовные ценности: отсюда «чинность, урядность», «ритуальность», «литературный этикет», понуждающие писателя блюсти традицию, особенно в части мировоззренческой, духовной, где и определяются незыблемые ценности книжника, любого человека, нации, а затем уже эпохи.  Наиболее показательным в этом аспекте для эпохи Киевской Руси можно считать жанр поучений.

Рассмотрим духовно-нравственный, ценностный мир жанра поучений, проявляющийся в позициях авторов и героев, мировосприятии средневекового русского человека, показывающих идеальную духовно-нравственную традицию, передающуюся новым поколениям людей.

Вопрос о том, чему же учила древняя литература, был поставлен в литературоведении хх века Лихачёвым, но учёный был вынужден оговориться: «Оставим в стороне те религиозные и церковные вопросы, которыми она была занята. Светская стихия древней русской литературы была глубоко патриотична. Она учила деятельной любви к Родине, воспитывала гражданственность, стремилась к исправлению недостатков общества.

В те годы подробно была изучена светская составляющая древней русской литературы, но сосредоточить внимание на единстве религиозных и светских представлений по идеологическим соображениям в то время не было возможности. До революции не было разделения словесности на светскую и духовную: был единый литературный процесс. Тем более это важно учитывать в постижении ценностных смыслов древней русской литературы) её жанров.

Поучение, созданное светским человеком или монахом, по своим глубинным устремлениям связано с христианским мировоззрением, которое было доминантой духовной жизни общества в целом. Большинство книжников, писателей Древней Руси были людьми воцерковлёнными и глубину жанра поучения и ценностный мир сограждан оценивали с таких позиций.

Постигнуть ценностные пласты древней русской культуры) в том числе и патриотическую составляющую, возможно только на основе системного постижения её духовных принципов в их единстве. «Глубоко патриотичная светская стихия» имела глубинный фундамент, и его изучение — насущная проблема современного литературоведения. Жанр поучений, религиозных и светских, в полной мере обнажает эти системные основы ценностного мира древнерусской культуры, обращённой к христианскому вероучению.

Авторы поучений концентрировали духовный, душевный и бытовой опыт не одного поколения для передачи или, как принято говорить трансляции традиции новым наследникам, сознательно решающим для себя, что из традиции нужно им воспринять.

Причём трудно представить более терпимого отношения между поколениями, какое открывается в поучениях. Владимир Мономах отмечает в самом начале повествования: «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь) но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце своё..» или: «Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтёт: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость его за то, что Он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным».

Мономах не настаивает на обязательности и непреложности восприятия своих принципов и правил жизни новыми поколениями, оставляя выбор за потомками, но просит принять их в сердце по закону любви. Основа всего ценностного духовного мира с точки зрения древнерусского писателя — любовь и диалог с людьми, Божий закон в душе.

В поучениях сходятся два мира: мир вечный — небесный и временный — земной. Ещё ранее, в 1054 году, летописец приводит наставления сыновьям, которые давал и при жизни) и перед смертью великий князь русский Ярослав: «Вот Я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой … если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить».

Основная забота авторов поучений направлена на воспитание православного человека «с Богом в душе», ибо такой человек может сохранить любовь, защитить гонимого: «Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай тому, кого обижают». Защищать обижаемого, вне разбора и суда (прав — виноват), по справедливости, — это также заповедь любви.

Жить мирно — следующая ценностная доминанта для книжника и любого русского человека, что неоднократно подчёркивается в разновременных произведениях древней литературы. Мирная жизнь — это величайшая ценность, к которой стремились люди из поколения в поколение: «худой мир лучше доброй ссоры». Мирная жизнь – это тот идеал, который будут воспевать новые поколения русских писателей и в иные времена. По мнению Ломоносова, «тишина» принесёт процветание родине.

Тысячу лет назад и князь Ярослав предупреждал: «будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибните сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом великим … ».  Истоки этого ценностного посыла очевидны: «стяжите дух мирен, и тысячи вокруг вас спасутся».

Владимир Мономах особое внимание уделяет воспитанию и самовоспитанию доброты и ответственности, ибо только на их основе возможно строительство того ценностного мира, который представлялся ему идеальным.

Сбережение родной земли, земли дедов и отцов, для детей, внуков и правнуков — важнейшая нравственная задача, завещанная новым поколениям древнерусскими писателями в поучениях. Земля отцов — отчизна, «светло светлая и красно украшенная» — это важнейшая ценность, на сбережение которой должны быть направлены все духовные силы современников. Воспитать такое отношение потомков на примерах жизни предков, современных поколений и собственным примером — основная задача автора поучений.

В древнейшем литературном жанре вырабатывались и основные ментальные принципы воспитания: научить «жить в любви» и прощении — основной завет предков. Так наставляли своих сыновей и Ярослав, и Мономах, так они жили и сами. Мономах в знаменитом письме к Олегу Святославичу (Гориславичу) раскрывает величие своего духовного мира и в умении подняться над личным мщением даже за погибель сына.

Принимая за основу отношений договор и примирение, Мономах руководствовался христианскими правилами, которые не устаёт повторять в поучении и в письме: «Если не простите прегрешений брату, то и вам не простит Отец ваш небесный».

И в политической своей деятельности Мономах руководствуется духовными принципами: «А мы не будем за него мстителями, но положим то на Бога, когда предстанут перед Богом; а Русскую землю не погубим».

Авторы поучений стремятся направить читателей на сохранение души в чистоте и верности Божьим заповедям: «Если же кто из вас не хочет добра и мира христианам, пусть тому от Бога мира не видать душе своей на том свете! Не от нужды говорю я это, не от беды какой-нибудь, посланной Богом, но душа своя мне дороже всего света сего».

С устройством души каждого конкретного человека Мономах связывает и всё устройство русского мира: «не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле».

Подведём итоги. Высшей ценностью для писателей Древней Руси, проявившейся и в жанре поучений, было воспитание и сбережение души человека, от которой только и зависит состояние государства. Деятельная любовь к Отечеству возможна, по мнению авторов поучений, только на основаниях духовных ценностей христианства. Все жанры древней русской литературы раскрывают эту взаимозависимость личного, духовного, и общественного патриотического настроя.

Поэтому изучить древние жанры, оставляя в стороне религиозную составляющую их ценностного мира, невозможно. Каждое произведение средневековой литературы соединяет в себе богословские, исторические и художественные ценности, требуя адекватных методологических подходов. «Истинное просвещение есть разумное просветление всего духовного состава в человеке или народе», — писал А.С.Хомяков. Вот этому духовному просветлению и способствовал жанр поучений древней русской литературы.

Жанр поучений пронизывают гуманные принципы, тот «нравственный И духовный закон», В котором из поколения в поколение воспитывались русские люди. Именно эти традиционные принципы жизнеустройства России способствовали укреплению России как государства.

0 / 5. 0

.