2.9
(9)

Женские образы
Судьбы женщин-казачек воплощают традиционную судьбу русской женщины, с ее тяготами и невзгодами, по и с налаженным образом жизни, который ломает война. Война безжалостно отнимает близких людей, мужей, сыновей, разрушает дом, лишает женщин надежды на личное счастье, а многих и жизни. Григорий как-то подумал: «Казачку из всех баб угадаешь». И действительно, принимающая на свои плечи непосильный груз работ в поле, домашней работы и заботы о детях, казачка не сгибается под ним, а гордо и статно несет его. Как Дарья, которая подметает земляной пол голландскими кружевами.

Они красивы каждая своей красотой: Аксинья и Дарья — яркой, бросающейся в глаза, Наталья и Ильинична — спокойной, величественной. В романе «Тихий Дон» автор показывает по сути два типа женщины: образ матери, хранительницы очага (Ильинична и Наталья), и образ живой, порывистой. протестующей и неистово ищущей счастье «грешницы». И все они воплощают в себе то противоречивое сочетание — внешней традиции, патриархальности и внутренней свободы, гордыни — которое присуще казакам вообще. Все они любят, жаждут счастья, но до духовных высот поднимаются только в материнстве. Материнское начало считает автор единственно одухотворяющим элементом любви. Не случайно у Дарьи и У Аксиньи умирают дети.

Две женщины постоянно сопутствуют главному герою эпопеи: Аксинья и Наталья, возлюбленная и жена. Обе самозабвенно любят его, из-за него совершают решительные поступки, но они во многом противоположны друг другу. Поэтому, видимо, Григорию  необходима любовь их обеих, он не хочет выбирать.

Образ Аксиньи.

Судьба не баловала Аксинью: страшна ее предыстория, она постоянно терпит побои от Степана. Понятно ее желание «за всю жизнь горькую отлюбить» и то, как яростно она защищает свое счастье. Неистовство Аксиньи  любви к Григорию подчеркивается описанием «бесстыдно-жадных, пухлых губ», Аксинья — страстная, слишком живая для патриархального устоя семьи. Любовь — необходимая потребность ее существования и сначала в ней преобладает животное начало: Аксинья, как и Дарья, нуждается в постоянном присутствии мужчины рядом, отсюда их измены. Любя Григория, Аксинья живет со Степаном, изменяет Мелехову с листницким И не один раз. Она вынуждена в своем одиночестве Вымаливать любви Листницкого, когда Григорий ушел к Наталье.

Однако именно эта самозабвенная любовь к Гришке, ради которой Аксинья готова на любые испытания, Составляет Смысл ее существования и во многом оправдывает и ее эгоизм, и жестокость в борьбе за любимого, и Измены. Постепенно образ Аксиньи проясняется, становится чище, человечнее, как и ее любовь. Когда она Рожает дочь от Григория, то хорошеет совсем по-другому. Нет уже в ее описании эпитетов .жадная. и <порочнаяь, осанка ее становится «уверенно-счастливой». В разлуке с Григорием Аксинья привязывается к его сыну Мишатке, а после смерти Ильиничны заботится о детях Григория, как о своих, и они наЗывают ее матерью. В ее любви к Григорию тоже ПОявл:яется • почти материнская нежность,). Готовность Аксиньи пойти за ним куда угодно, ни о чем не спрашивая, ВЫзывает в Григории ласковую усмешку: «Ничто ее не страшит, вот молодец баба!» От жадной страсти любовьАксиньи выросла в высокое жертвенное, почти материнское чувство. Жизнь ее оборвалась, когда она была счастлива, Думая: найдем и мы свою долю , и, казалось, ничто уже не мешало ей быть рядом с любимым.

Образ Натальи.

Образ Натальи тоже далеко не прост, хотя и воплощает естественную нравственность русской женщины, верность, добродетель, материнство. Наталья, став женой Григория, не избалована его любовью. Много страданий принимает она от своей любви, неясность Положения толкает ее на унижение: Наталья идет в Ягодное просить Аксинью вернуть ей мужа. Неприятие измены, нежелание быть нелюбимой и невозможность жить без Григория заставляют Наталью наложить, на себя руки. Так уж сложилось в романе, что именно самая добродетельная героиня совершает наиболее страшные, смертные грехи: попытка самоубийства, проклятие, которое она посылает на голову мужа, аборт, приведший ее к гибели. Вся жизнь Натальи в детях, именно это оценит
в ней со временем Григорий, дети свяжут его с Натальей прочно и неразрывно. Тяжелее всего ему будет пережить то, что Наталья перед смертью «простила ему все, что она любила его и вспоминала о нем до последней минуты».

Жизнь Ильиничны.

Жизнь Ильиничны тоже удивительно, как коротка и бедна ( … ) и как много в ней было тяжелого и горестного, о чем не хотелось вспоминать». Муж бил ее, «по месяцу вся синяя, как железо, ходила, а ить выжила же, и детей вскормила, и из дому ни разу не счиналась уходить •. Более того, Ильинична сохранила доброе отходчивое сердце,способность прощать даже врага, кем стал для нее Мишка Кошевой, убивший старшего сына. Когда-то и она была статной, молодой и красивой. И теперь, без конца работая по дому, сохраняет «дородный стаю) и «плавает гусыней». Характер у нее казачий, несмотря на подчинение мужу. Она высказывает свое недовольство Аксинье за ее связь с Григорием, а потом за «приманиввниее Мишатки. Заставляет Наталью просить у Бога прощения за молитву о смерти мужа. Долго не может согласиться с замужеством Дуняшки и принять зятя.
Однако в конце жизни испытания и потери смягчили «мудрую и мужественную старуху э , Глубоким лиризмом проникнуты страницы, где говорится о последних днях Ильиничны. Жалость к Мишке Кошевому побеждает ненависть, «та щемящая материнская жалость, которая покоряет и сильных женщин», заставляет ее придвинуть Мишке тарелку с молоком, а потом отдать даже рубашку Григория. Ее последние дни согревала мысль о младшеньком, только его ждала Ильинична, все остальное потеряло для нее смысл. Не дождавшись Григория, она умирает, и Аксинья 4С трудом узнала в похорошевшем и строгом лице мертвой маленькой старушки облик прежней гордой и мужественной Ильиничны».

Образ Ильиничны еще важен потому, что она единственная из всех героев е Тихого Дона» живет с Богом. Григорий в эти глупости верить давно перестал. С пятнадцатого года как нагляделся на войну, так и надумал, что Бога нету. Никакого! Ежели бы был — не имел бы права допущать людей до такого беспорядка». Сомнения Григория понятны, поэтому и путь его еще не завершен. А вот Ильинична верит просто, по-народному традиционно, естественно, как мудрая женщина, как мать. Она не принимает жестокости, братоубийства, насилия.

2.9 / 5. 9

.