Жизнь Чехова

П л а н

1. А. П. Чехов-выдающийся русский прозаик и драматург.

2. Детство и юность Чехова:

а) обучение в Староконстантиновской школе;

б) первые литературные опыты будущего писателя во время учебы в гимназии.

3. Поступление  Чехова на медицинский факультет Московского университета.

4. Первые публикации юмористических рассказов Чехова в журналах «Стрекоза», «Осколки».

5. Выход первого сборника рассказов писателя- «Сказки Мельпомены».

6. Обличение современной Чехову действительности в рассказах «Хирургия», «Хамелеон», «Смерть чиновника».

7. «Пестрые рассказы» — подведен итог сделанному.

8. Роль медицинской практики в расширении опыта писателя.

9. Написание книг «Из Сибири», «Остров Сахалин» под впечатлением поездки на остров Сахалин.

10. Просветительская деятельность Чехова во время пребывания в имении Мелихово.

11. Новый этап в творчестве Чехова-занятия драматургией:

а) новаторство Чехова-драматурга;

б) особенности пьесы «Чайка»;

в) другие драматические произведения-«Вишневый сад», «Три сестры».

12.Дружба  Чехова с Ольгой Книппер.

13.Смерть писателя во время лечения на немецком курорте Баденвейлер.

А. Чехов — выдающийся русский прозаик и драматург. Он поднял на недосягаемую высоту жанр рассказа-новеллы и сказал новое слово в драматургии.

Антон Павлович Чехов родился 17 января 1860г. в г. Таганроге в семье мелкого лавочника. Его отец, Павел Егорович, увлекался церковным пением, руководил церковным хором, играл на скрипке. Его способности передались и его пятерым детей: Александр и Антон стали писателями, Николай — художником, Мария — преподавателем, Михаил — актером мирового уровня.

Хотя его жена была против, Павел Чехов отдал сыновей в Цареконстантиновскую церковную школу, но обучение в школе быстро закончилось, так как обучение не приносило знаний.

В 1876 году отец Чехова разорился и переехал с семьей в Москву. Антон остался в Таганроге один, поскольку нужно было закончить гимназию. Однако особых способностей Антон не проявлял и в гимназии, где восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах по два года. Но причиной этого была не бездарность. У него просто не было времени учиться. Парень был очень занят в церковном хоре. И все же не будь в жизни Чехова церковного хора и пения-не было его замечательных рассказов: «Архиерей», «Студент», «Святой ночью» с удивительной красотой простых верующих душ, с блестящим знанием церковных служб, древнерусской языка. Да и утомительное сидение в лавке не прошло для Чехова бесследно: оно дало ему, по словам И. А. Бунина, «раннее знание людей, сделало его взрослым, поскольку лавка отца была клубом таганрогских жителей, местных крестьян, афонских монахов».

Тяжелые впечатления детства и юности найдут позже отражение в рассказах Чехова о детях. Вспомнить хотя бы такие его рассказы, как «Ванька», «Спать хочется». Есть у него также своеобразная серия рассказов об учителях-«Человек в футляре», «Крыжовник», «О первой любви». В годы учебы в гимназии будущий писатель много читал, писал очерки для юмористического гимназического журнала «Заика», где он проявил себя также как профессиональный критик, ярко и образно рассказывая о прочитанном и увиденном.

Однако свое будущее Антон Павлович решил посвятить медицине. В 1879 году, по окончании гимназии, он получил небольшую стипендию и перебрался к семье в Москву, где и поступил на медицинский факультет Московского университета. Однако денег на жизнь не хватало, и Чехов начинает активно сотрудничать в журналах: пишет небольшие рассказы и посылает их в различные издания. В 1880 году в журнале «Стрекоза» появляются первые публикации его юмористических рассказов, которые быстро приобретали популярность. Он публикует свои юморески под различными, смешными псевдонимами: Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Антонсон, Антоша Чехонте ..

Литературные заработки Чехова часто оказываются единственными доходами в семье, где он вскоре становится главой большого клана. Именно поэтому все написанные Чеховым произведения одинаково равнозначны в художественном отношении. Он пишет разные по жанру произведения: начинает с пародий, от которых переходит к юмористическим очеркам и сценок.

Печатается Чехов тоже в различных изданиях, где принимают его рассказы, но все же он предпочитает журнала «Осколки», где для него был создан специальный раздел под названием «Осколки московской жизни». Некоторые его рассказы тех лет получили очень хорошие отзывы, и среди них-«Анюта», «Аптекарша», «Муж». За первые пять лет Чехов написал таких рассказов около 400, воссоздав в них людей разных профессий и социальных слоев: актеров, врачей, военных, купцов, учителей, литераторов, священников, чиновников и многие другие. Все стороны жизни становились объектом художественных интересов Чехова. Писатель высмеивал обывателей, так комизм и ирония составили главную особенность его творчества.

В 1884 году выходит первый сборник рассказов Антона Павловича Чехова, положительно оцененный критикой, — «Сказки Мельпомены», в который вошли шесть рассказов из жизни людей театра.

1884 год показался чрезвычайно удачным для Чехова. Заканчивая университет, он уже был автором таких замечательных произведений, как «Хирургия», «Хамелеон», «Жалобная книга», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», которые позже будут считаться программными в его творчестве. Все они выросли из небольших историй, анекдотов, смешных сценок и по сути превратились в сатирическое обличение современной Чехову действительности. Его рассказы-новеллы-это эпические произведения, в которых ставятся большие морально-психологические проблемы. Чехов в своих произведениях-мастер художественной детали.

1886 год стал переломным в творчестве Чехова. Выпустив в свет книгу «Пестрые рассказы», он бы подвел итог сделанному, чтобы перейти на новую, высшую ступень творческого развития.

В своей литературной деятельности Антон Павлович не забывал о том, что он врач. Врачи становятся главными героями его произведений, и психологию своих коллег он описывает с чисто медицинской тщательностью. Даже незнакомым с биографией Чехова читателям станет понятно, что писатель создавший такие произведения, как «Палата № 6», «Случай из практики», «Скучная история», «Припадок», — врач по пофессии. Другие рассказы писателя-«Черный монах», «Человек в футляре», «Ионыч», «Дама с собачкой», — также стали шедеврами, в которых мы видим глубокий анализ действительности, воплотившаяся в законченных художественных образах. Писатель отказывается от моральной проповеди, глубоко исследуя вместо этого жизненные явления.

Медицинская практика, несомненно, расширила и жизненный опыт писателя: ведь к нему шли люди не только с разными заболеваниями, но и с разными судьбами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в чеховских произведениях встречаются разные характеры и социальные слои. Однако критики часто обвиняли Чехова в том, что в своих рассказах он изображает мрачный и серый мир, в котором нет места «живому человеку», будто этот мир видится глазами больного. Однако писатель по своей натуре был веселым и жизнерадостным человеком. Он был привязан к своей семье, любил сестру и братьев.

Антон Павлович с годами и опытом становится все более требовательным к себе. Долго работает над каждым новым рассказом. Постепенно у писателя появляются идеи более объемных произведений, и он начинает писать повести-«Степь», «Мужики», «В овраге», «Моя жизнь».

В конце 80-х годов Чехов испытывает неудовлетворенность своими «малыми делами», медицинской практикой в провинции, строительством школ и библиотек. А после смерти брата он ощущает внутреннее опустошение. Ему начинает казаться, что он остановился в своем развитии и не видит никаких дальнейших перспектив. Под влиянием этих пессимистических настроений Чехов, уже тяжело больной туберкулезом, отправляется в трудную поездку на Сахалин-место царской каторги, чтобы в путешествии набраться новых впечатлений.

В апреле 1890 года писатель через Казань, Пермь, Тюмень и Томск отправился к берегам Тихого океана, преодолевая на лошадях четыре с половиной тысячи слоев, и только в конце июля он прибыл на Сахалин. То, что ви увидел по пути на Сахалин и на самом острове, глубоко поразило писателя. Существование местных людей даже трудно было назвать жизнью. Никогда раньше писателю не приходилось еще сталкиваться с такой беспросветной нищетой, дикостью и полным произволом представителей власти. Все эти впечатления Чехов передал в книгах «Из Сибири» и «Остров Сахалин».

Сразу после поездки на Сахалин Чехов совершает большое заграничную поездку. Он посещает Европу, а затем-Гонконг, Сингапур. Возможно, контрастность впечатлений помогла писателю еще глубже прочувствовать проблемы острова Сахалин и России в целом.

Вскоре после этой поездки, в 1892 году, Чехов перестал заниматься врачебной практикой и купил имение Мелихово под Москвой. Сельский преподаватель, он на свои средства построил школу, помогал голодающим. Во время эпидемии холеры писатель работал как участковый санитарный врач.

Однако он отказался от любого вознаграждения за свой труд, чтобы не связывать себя какими-то обязанностями.

Теперь А. П. Чехов уже всероссийский признанный писатель, одна за другой выходят сборники его рассказов-«невинный рассказы», «В сумерках».

1888 года он становится лауреатом Пушкинской премии, а в 1900 году-почетным академиком. Это звание писатель получил одновременно с Л. Н. Толстым. Однако вскоре Чехов выходит из академии вместе с В. Г. Короленко в знак протеста, когда туда решено было принять М. Горького.

В 1898 Чехов переехал в Ялту, где построил дом, в котором у него бывали Л. Толстой, М. Горький; Бунин, Куприн, художник И. Левитан. В 1901 Чехов женился на актрисе МХАТа О. Книппер.

В последние годы писатель был занят подготовкой своего собрания сочинений, вышедшего двумя изданиями (1899 — 1902 и 1903) в издательстве А. Маркса.

В 1904 в связи с резким ухудшением здоровья Чехов поехал для лечения в Германию, на курорт Баденвейлер. Здесь 2 июня (15 н.с.) он скончался.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2017 Инфошкола