Жизнь и творчество Герцена

Герцен родился 25 марта (6 апреля) 1812 года в Москве в большом барском доме на Тверском бульваре. Год рождения многое  определил в судьбе Герцена, и сам он не раз и говорил об этом, и объяснял, как воспринимались исторические события его современниками, чем они были для них. Он сознавал: с 1812 года начался для страны новый отсчет времени. Победа в войне 1812 года создала в России времен детства Герцена совершенно особую атмосферу подъема национального чувства. » … Разумеется, что при такой обстановке я был отчаянный патриот» .
В 1829 году Герцен становится студентом Московского университета. Вокруг него собирается кружок мыслящих, готовых на подвиг во имя всеобщего блага людей. Всех их воодушевляло и объединяло одно стремление, «одна мысль». Герцен вспоминал: «Мы были уверены. что из этой аудитории выйдет та фаланга, которая пойдет вслед за Пестелем и Рылеевым, и что мы будем в ней.».
Жертвенность при благородстве цели, по убеждению Герцена, не давала возможности уклоняться «от вмешательства в жизнь, страдавшую вокруг», и «это сочуствие с нею необыкновенно поднимало гражданскую нравственность студентов». Одним из самых сложных вопросов для Герцена навсегда останется проблема личной ответственности человека и роль в его жизни обстоятельств среды. Он будет размышлять об этом в романе «Кто виноват?», в цикле статей «Капризы и раздумье» , в «Былом «и думах» и во многих других своих произведениях. Он придет к выводу, что человек многое может в борьбе с судьбой, НО только в борьбе. И готовить себя к ней надо начинать рано.
В 1834 году Герцен был сослан в Пермь, как » … смелый вольнодумец, весьма опасный для общества». Ссылка становится вторым университетом, школой жизни Герцена. Нелегко перенос илис ь им грубые столкновения с реальной действительностью, но они закалили его. В ссылке Герцен пишет несколько повестей. В центре почти каждой из них судьба молодого человека, сверстника самого автора. Все эти произведения в той или иной степени автобиографичны. Герцен изучает самого себя, чтобы лучше понять свое поколение, его проблемы, поиски, разочарования и надежды, Своеобразным итоговым произведением становятся «Записки одного молодого человека». В нем Герцен пропел настоящий гимн юности. У Герцена всегда был настоящий культ дружбы — одно из самых привлекательных свойств юности, и он пронес
его до конца жизни. Образ идеальното друга для Герцена воплотился в Огареве, В этой дружбе поражает не только глубина и прочностъ
личной привязанности. Восхищает в юношеской этой дружбе пронизывающее ее понимание своей миссии, гражданского долга, ответственности за всех и за все, готовности бороться до конца за свои убеждения.

Одно из самых крупных событий в жизни Герцена — встреча и начало дружбы с В.Г.Белинским. Эта была дружба самых ярких личностей эпохи 1840-х годов. Они страстно, горячо стремятся проводить в общество передовые идеи, опережающие время мысли. Преследования власти, запрещение их произведений не могли остановить их. Несмотря ни на что,они продолжали делать то, что считали своим долгом — перед будущим России, перед народом. для них это не было фразой, для них это было содержанием и смыслом жизни. Ведь за ними — реальные дела, за ними мужество, самоотверженность, бескомпромиссность в идейной борьбе. В сороковые годы им написаны произведения, позволившие
Герцену занять свое особое место в русской литературе. Роман «Кто виноват?» и повести «Сорока-воровка «, «Доктор Крупов» обнаружили своеобразие художественного дарования Герцена,’ глубину и блеск его ума. Особенность Герцена — мыслителя и художника заключается в умении ставить вопросы, Многое из того, о чем вопрошал Герцен, и сейчас кажется нерешенным, Он сумел осознать существование этих вопросов, понял необходимость задать их, чтобы побудить людей думать над ответами, ибо сам процесс поисков Герцен считал плодотворным и облагораживающим, а в достижениях мысли видел необходимое условие движения человека и общества вперед.
В «Докторе Крупове», как и в романе «Кто виноват?», Герцен снова ставит вопрос: зачем живут люди? И возможно ли жить так как они живут? «Где же польза их существования?» — спрашивает себя Крупов, от лица которого ведется повествование. Ведь для большинства «жизнь — пошлый обряд, тупое одно и то же, ни к чему не ведущее». Есть ли лекарства от всеобщего бездумия? Крупов называет их: «Во-первых, истина, во-вторых, точка зрения, в-третьих, я далеко не все сказал, а намекнул, означил, слегка указал только.».
Герцен имел право надеяться, что читатель поймет то,’ что цензурные препоны не позволяли автору сказать прямо … Один эпизод, когдa
сильный здоровый крестьянин Захар терпит, что его бьют по приказу помещика, и не возмущается этим, «его бьют, а он ничего», был достаточно ясен. Сам Герцен не мог и не хотел терпеть. В 1847 году Герцен уезжает из России, но и за рубежом всю свою деятельность полностью посвящает Родине. Немало драматичного, даже трагического пережил Герцен за рубежом. Он начинает писать свои знаменитые воспоминания «Былое и думы».
В них размышлял он о себе, о времени, в которое жил. Над многими страницами «Былого и дум» реют воспоминания о днях юности. Но Герцену свойственно и трезвое понимание неповторимости былого и сознание закономерности наступления’ в жизни человека новых этапов. Выпадают порой на долю испытания особенно тяжкие. И если человек умеет выйти из них достойно, не поступившись ни одним из своих убеждений, то к нему приходит «седая юность». Герцен поселяется ~ Лондоне. Он давно уже понял: «пропаганда — единственное дело, которое ему «остается». Он основывает Вольную русскую типографию, издает, как когда-то декабристы, «Полярную звезду». С 1857 года вместе с Огаревым начинает выпускать газету «Колокол», поставив эпиграфом к ней: «Зову живых!». И живые откликаются. «Колокол» читают всюду: в Сибири и в Петербурге, в бедной квартире и в Зимнем дворце. Вся жизнь писателя была посвящена служению «одной идее», и с выбранного в юности пути Герцен не сходил никогда. Оптимизмом, надеждой, уверенностыо в своих силах, высокой гражданственностью отличались жизнь и творчество Герцена.

Print Friendly
Print Friendly
© 2016 Инфошкола