0
(0)

Человеческие взаимоотношения обычно вплетаются в пастернаковской лирике в перспективу всемирного бытия. Общий ритм пульсации человеческой любви и природы материального воспроизводятся в стихотворении «Зимняя ночь». В нем темы любви и природы настолько глубоко врастают друг в друга, что вообще невозможно определить, какая из них является главным, а какая второстепенной.

Жизнь природы и человеческих чувств здесь синхронизируется: метель любовной страсти длится столько, сколько метет по земле метель. Плетение снежинок за окном превращается в узоры теней в залитой огнем комнате. А сквозь эти узоры на окнах, навеянные всепоглощающей стихией любви-метели, проступает контур главного рисунка — креста. Он прочитывается в объятиях влюбленных, обозначая одновременно силу чувственной страсти, которая приковывает их друг к другу, и перекресток их жизненных путей:
Скрещенье рук, скрещенье губ
Судьбы скрещенье.
Через две строфы контур креста возникает еще — как эмблема «высокого соблазна»:
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Эта эмблема вбирает в себя идею одухотворенной вечности, поскольку контур креста здесь образуется размахом ангельских крыльев, и вызы-кает в сознании читателя ассоциации с христианской образностью. Важную смысловую нагрузку имеет в стихотворении образ свечи, которая трепетно и упорно, несмотря на дыхания мглы и натиск снежной бури, несмотря на весь хаос внешнего мира, горит и горит на столе. Образ этот вырастает в символ всепобеждающего огня любви, которым согрета и озаренное человеческую жизнь.

Свойственный Пастернаку-лирику пафос уязвимости в некоторой степени перекликался с эстетикой импрессионистической живописи. Как и французские художники, русский поэт создавал картины-впечатления, фиксировал момент жизненного течения. Однако, в отличие от импрессионистов, которые в основном сосредоточены на поверхности изображаемого, не погружаясь в его смысловые глубины, Пастернак с первых своих шагов в поэзии был нацелен на постижение момента, мгновения в ее философском измерении. В его стихах, по выражению А. Синявского, «сливались чувства и сущность, мгновение и вечность …». «Во всем хочу дойти самой сути», — провозглашал поэт в одном из своих поздних стихотворений.

0 / 5. 0

.