0
(0)

По дороге в Петербург Пьер останавливается на станции Торжок, где вынужден ждать лошадей. У него тяжелый духовный кризис. Он не может понять, что хорошо, а что дурно, для чего жить и что такое жизнь. Из этого состояния Пьера выводит старый масон Осип Алексеевич Баздеев, с которым Пьер знакомится в Торжке. Масон говорит, что Пьер несчастен, ведь не знает Бога. Он везде и во всем, говорит Баздеев, познается трудно, причем не умом, а жизнью.

Высшая мудрость есть чистая влага, которую принимают в себя люди. Но человек должен очищать себя, чтобы не испачкать эту влагу. Пьер очень быстро поверил словам Баздеева и почувствовал себя обновленным. Он решает вступить в масонскую ложу.

Его привлекает идея братской любви между людьми и противоборства злу, царствующему в мире. В Петербурге он проходит ритуал посвящения в масонство.

К Пьеру является Василий Курагин и упрекает его за поведение в Москве. Безухов, помня устав масонства -быть со всеми добрым и ласковым, все же в бешенстве выгоняет Курагина.

В Петербурге Анна Павловна Шерер дает очередной вечер, как и год назад. На вечере присутствует Борис Друбецкой, он уже состоит адъютантом при важном лице, имеет успех в свете и на службе. Борис давно понял, что для продвижения по службе нужен не труд, а умение общаться с людьми, которые имеют возможность вознаграждать за службу. Борис любит Петербург и презирает Москву. По приезде из армии он ни разу не был у Ростовых.

Воспоминание о Наташе ему неприятно. Встретившись в гостиной Анны Павловны с Элен, он сближается с ней. Князь Андрей живет в Лысых Горах, растит маленького сына Николеньку. Мать ребенку заменяет княжна Марья.

Болконский не хочет больше служить в армии. Чтобы не идти в действительную службу, он принимает должность по сбору ополчения под начальством своего отца. Болконский живет с постоянным чувством вины перед Лизой. Ангел — памятник на ее могиле — напоминает ему лицо умершей жены, на котором застыл упрек.

Болконский старается отрешиться от внешней жизни, не хочет ничего знать о событиях, связанных с кампанией против Наполеона: о них ему пишет старый знакомый дипломат Билибин.

Читая письмо, князь незаметно для себя увлекается. Однако в какой-то момент он бросает письмо, вспоминая, что болен его сын. Николенька — это единственное, что у него осталось в жизни.

Пьер Безухов едет в свои южные имения, чтобы облегчить жизнь крестьян. Он хочет построить больницы, школы, намеревается освободить от работы женщин с маленькими детьми. Все это должно предшествовать полному освобождению крестьян от крепостной зависимости. О своих планах Пьер сообщает управляющим, однако они или не понимают его, или обманывают.

Безухов чувствует, что все его занятия делами с главным управляющим ничего не меняют на деле. Однако Пьер все же обманывается, когда управляющий организует в деревнях встречу Безухова с народом: крестьяне подносят ему хлеб-соль, благодарят за деятельность. Пьеру неловко, но все же приятно. Он с радостью думает, что нужно очень мало усилий, чтобы делать добро.

В счастливом состоянии духа он приезжает к князю Андрею в его имение Богучарово, недалеко от Лысых Гор. Пьер рассказывает Болконскому о своей масонской деятельности, о крестьянах, о том, что теперь живет для других. Князь Андрей не соглашается с ним.

Он говорит, что тоже раньше жил для других — Болконский имеет в виду свое желание славы и совершил ошибки. Теперь он живет для себя. И сын, отец, сестра — это тоже он сам. Князь старается избегать двух зол — болезни и угрызений совести.

Именно поэтому он помешал своему отцу повесить какого-то мерзавца протоколиста, совершившего кражу. Из разговора Пьера и Андрея понятно, что князь уже не атеист. К Богу его привело ранение и смерть Лизы.

Пьер этого не понял и пытался убедить Болконского, что есть Бог и есть будущая жизнь и нужно в это верить. Во время этого разговора друзья на пароме переправлялись через реку и волны бились о дно, как бы приговаривая, что все это правда.

В душе князя пробудилось радостное и молодое чувство. В Лысых Горах Андрей показывает Пьеру «божьих людей» княжны Марьи — это странники — Иванушка и Пелагеюшка, которых любит и принимает княжна, несмотря на запрет отца.

Пелагеюшка рассказывает про чудо — как в Колязине замироточила икона божьей матери. Пьер говорит, что это обман, князь Андрей шутит. Странница укоряет их, говоря, что это — грех. Она хочет уйти, но князь Андрей и Пьер кротко и искренне просят прощения, и старушка успокаивается.

Старый князь Болконский ласково принимает Пьера. Безухов горячо доказывает, что в скором времени войн вообще не будет. Николай Андреевич, подсмеиваясь над ним, говорит, что для отсутствия войн нужно вместо крови в жилы людей налить воды.

Николай Ростов возвращается в свой полк. При встрече с друзьями-гусарами он чувствует такую же радость, как дома с родными. 3десь для Ростова все было просто и ясно: нужно делать то, что принято в Павлоградском полку, и то, что приказывают.

Вернувшись в армию, Николай помнит, что своим проигрышем Долохову поставил семью в трудное положение. Он хочет вернуть долг отцу. В полку трудная ситуация: не поставляют продовольствие.

Гусары болеют, потому что едят какой-то «машкин корень», растущий в поле. Денисов, узнав, что в пехотный полк направляется обоз с продовольствием, отбивает его. Он едет в штаб, чтобы уладить это дело. Там находит виновника бедственного положения с продовольствием — это Телянин, которого когда-то выгнали из полка за воровство. Денисов бьет его. Однако дело представляют так, что Денисова ждет военный суд и в лучшем случае он может быть разжалован.

Получив легкое ранение, он ложится в госпиталь, поэтому не появляется в штабе дивизии для объяснений по своему делу. Ростов навещает Денисова в госпитале. Вид раненых и больных тифом, за которыми не успевают ухаживать, поражает Николая.

Денисов не хочет просить государя о милости, так как он не виноват. Но находящийся тут же в госпитале Тушин (ему отняли руку) говорит, что надо не обвинять истинных виновников, а «покориться. И просить именно о помиловании.

Ростов инстинктивно чувствует, что это единственно возможный путь. Денисов пишет бумагу, с трудом смиряя себя. Ростов приезжает в Тильзит, где находится государь, чтобы похлопотать за Денисова. В это время Александр встречается с Наполеоном для заключения мира между Россией и Францией.

К свите, назначенной быть в Тильзите, причислен Борис Друбецкой. Николай приезжает к нему в то время, когда он принимает своих новых друзей — французов. Герой замечает, что Борис не рад его приезду. Видеть вчерашних врагов Ростову также крайне неприятно. Оставшись наедине с Борисом, он рассказывает о деле Денисова, надеясь, что тот поможет передать письмо государю.

Борис слушает Ростова с видом генерала, глядящего на подчиненного, и советует не доводить это дело до государя. Николай кричит, что Борис просто ничего не хочет делать.

Ростов уверен, что государь сразу поймет всю несправедливость возбужденного против Денисова дела. Передает письмо Александру кавалерийский генерал, старый командир Ростова. Герой видит это, с восторгом глядя на обожаемое лицо царя. Александр, выслушав генерала, отвечает, что ничего не может сделать, так как закон сильнее его.

Ростов со всей толпой, забыв обо всем на свете, бежит за государем. Армия недовольна Тильзитским миром. Солдатам, еще вчера в войне против французов отдававшим свои жизни, неприятно, что Александр называет Наполеона братом. Ростову, которому
вспоминается госпиталь, это тоже не нравится. Однако он не может дать правильную оценку происходящему. Николай заходит в трактир и пьет.

Услышав слова одного из офицеров, как обидно мириться с французами, Ростов кричит, что никто не имеет права судить о поступках государя. Солдатское дело умирать, когда велят, а не думать. Николай говорит, что если государь наказывает, значит виноват.

0 / 5. 0

.