2.5
(2)

Чацкий — человек образованный в истинном смысле этого слова. Побывавши за границей и серьезно поучившись, Чацкий анализирует ситуацию, сложившуюся в Росиии и понимает всю ложь направления московского общества, видит, насколько низки его духовные интересы, сколько вреда приносит внешнее усвоение европейской цивилизации. Он становится борцом за национальные начала жизни и решительно восстает против раболепства перед иностранцами, причем иногда, как увлекающийся человек, доходит до крайностей, как это видно из его пламенной речи, произносимой на балу у Фамусова.

Крайностью в ней являются нападки на европейский костюм, но надо помнить, что такие нападки вызываются исключительно внешним характером подражания иноземцам. Крайностью следует признать и желание подражать китайцам в незнании иноземцев, тем более, что и сам Чацкий ездил за границу «ума искать», так что в его словах нельзя видеть истинного стремления совсем оторваться от Запада, а над она них смотреть, как на резкий протест против одностороннего и чрезмерного подражания. Однако уже далеко не крайностью представляются заключительные слова его речи, в которых звучит вполне нормальное желание сблизиться с родным народом, и в этом Чацкий более всего подходит к умственному течению, которое известно под названием славянофильства.

Желание сблизиться с народом есть источник серьезных общественных взглядов Чацкого: для него служба не есть одно средство составлять карьеру, а есть серьезное дело на пользу народа. Не может он также не восставать и против крепостного права: ярко рисует он те злоупотребления, то принижение личности крестьян, тот произвол помещиков, которые происходили от этого тяжелого явления русской жизни. Внешним образом в своей борьбе с фамусовским обществом Чацкий терпит поражение, он вынужден удалиться «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок»; но истинная победа за ним, его
идеалы должны восторжествовать в будущем, когда на общественное поприще выступят другие деятели, пробужденные его горячей проповедью просвещения. У Чацкого уже есть и единомышленники. Скалозуб жалуется, что брат его оставил службу, не дождавшись чина, и стал читать книги. Одна из старух ропщет, что племянник ее, князь Федор,
занимается химией и ботаникой. В то время, как создавалось «Горе от ума», действительно были такие люди. Это были провозвестники новых могучих течений русской
мысли, тех течений, которым суждено было развиться в 40-х годах XIX века и которые привели к приснопамятной эпохе реформ.

2.5 / 5. 2

.