4.6
(5)

Сатирическая реалистическая сказка «Дикий помещик» вскрывает скудоумие и неумелость помещиков, их неприспособленность к жизни.

Главный герой, князь Урус-Кучум-Кильдибаев, обожал пасьянсы и газету «Весть», а мужиков ненавидел и мечтал от них избавиться. Исчезли мужики из поместья — и сам помещик одичал: дом зарос пылью, еды нет, денег тоже. Губернское начальство пожалело смутьяна, поймало рой мужиков (аналогия с пчелами) и отправило к помещику. Тут все и наладилось. Помещик жив до сих пор, только по прежней жизни тоскует и умывается неохотно — лишь по принуждению. 

Главная идея сказки «Дикий помещик» — что помещики без крестьян прожить не могут, что они не приспособлены не только к труду, но даже и к полноценному уходу за собой. 

Сказка «Дикий помещик» отразила пореформенное положение временнообязанных крестьян.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Проблематика:
общественно-крепостнические отношения
(помещики пользуются безграничной властью,
издеваются над народом, хотя всецело зависят он него).

Сказочный зачин
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался».
Завязка
Помещик просит Бога убрать с его земли мужика, очистить воздух. Исчезновение «по милости божьей» крестьян.
Развитие событий
Последствия исчезновения мужика: постепенное запустение хозяйства и деградация помещика.
Кульминация
Помещик одичал (убежал на четвереньках в лес, стал дружить с медведем, кушать зайцев сырыми и даже нападать на людей).

Развязка
По приказу высшего начальства вернули всех крестьян, а помещика изловили, насильно привели в приличный вид, но прежним он уже никогда не станет: « … тоскует по… своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит».

ОБРАЗ ДИКОГО ПОМЕЩИКА

⦁ Князь по имени Урус-Кучум-Кильдибаев собирательный образ радикально настроенного дворянина.
⦁ Диктатор, истребитель и угнетатель крестьянства.
⦁ Ненавидит мужиков и не выносит «холопьего духу».
⦁ Все называют его глупым за совершаемые действия, но он не осознаёт свою ошибку.
⦁ Проходит путь деградации: обнищание, одичание и полная потеря рассудка.

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Тема: беспомощность помещиков без крестьян.
⦁ Идея: не станет крестьян, помещики деградируют и как класс, и как люди. После деградации они не вернутся к нормальной жизни. Жизнь без крестьян станет невозможной не только для помещиков, но и для всей страны, ведь народ — опора государства, создатель материальных и духовных ценностей.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

⦁ Несмотря на сказочный зачин, читателю уже в первом абзаце даётся понять, что это современная история.
⦁ В центре сказки — отрицательный герой.
⦁ Смешиваются категории добра и зла.
⦁ Человек уподобляется животному (а не наоборот).
⦁ Не добрый юмор, а злая сатира, сарказм.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Эпитеты: тело мягкое, белое и рассыпчатое, худое житьё, глупый помещик.

⦁ Перифраз: огненный шар (солнце).

⦁ Сравнения: словно туча чёрная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки; оброс волосами, словно древний Исав.

⦁ Просторечия: сказано-сделано, мужицкие портки.

4.6 / 5. 5

.