5
(2)
 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
 
1928 г. — начало работы над романом. Варианты названий первой редакции романа (её автор уничтожил в 1930 г) — «Чёрный маг», «Копыто инженера», «Жонглёр с копытом», «Гастроль».
 
1931—1936 гг. — вторая редакция (появляется Маргарита с безымянным спутником).
 
1936—1938 м. — третья редакция, в 1937 г определено окончательное название — «Мастер и Маргарита».
 
1966 г. — первая публикация в сокращённом варианте.
 
1973 г. — публикация произведения в полном виде.
 
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
 
Композиционно «Мастер и Маргарита» — роман в романе: ведётся повествование, с одной стороны, о судьбе Мастера, с другой, приводится написанный мастером роман о Понтии Пилате.
 
В романе присутствуют три мира:
 
  • ершалаимский — древний, длится одни сутки весеннего месяца нисана;
  • московский — современный (советская действительность 1920—1930-х гг.), длится четыре дня;
  • потусторонний — фантастический (бал у Воланда, ночь Понтия Пилата), время останавливается.

В каждом своя центральная фигура: в историческом пласте главные герои — Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат; в современном — Мастер и Маргарита, которые проходят сквозь “огонь и воду”, чтобы достигнуть покоя. И, наконец, фантастика, дьявол в которой совсем не дьявол. Все три пласта переплетаются, разделить их невозможно. Булгаков подчеркивает неизменность проблем, решаемых человеком, независимость их от времени.

  • Исторический ершалаимский мир.

Первоисточником романа о Пилате являются главы 18, 19 Евангелия от Иоанна, где речь идет о суде над Иисусом Христом и его казни. Цель и смысл “Романа о Пилате” тот же, что Евангелия от Иоанна (не историческое повествование, а собрание аллегорических притч), именно поэтому, видимо, Булгаков и опирался на Евангелие от Иоанна, несмотря на принципиальное различие в трактовке образа Иисуса. Мастеру (Булгакову) нужен был в качестве главного героя именно Понтий Пилат, поскольку иначе было не показать тяжкий путь сомнений, страхов, порывов сострадания, духовного страдания человека, облеченного властью государством и не властного над своими поступками.

Самое страшное и непростительное с точки зрения Булгакова — предательство, потому это основная проблема ершалаимских глав. Пилат утверждает смертный приговор Иешуа потому, что боится за свою должность и жизнь. Однако наказание за трусость — двадцать веков бессмертного страдания. Иуда предает Иешуа из-за “страсти к деньгам”. Это предательство “стандартно”, поэтому Иуда наказан не так страшно, как Пилат, его убивают. Иешуа добр и благороден, но он “один в мире”. Он обладает истиной, и это дано ему ценой отказа от любви и дружбы.

Когда гений обращается к власти — он погибает, это выстраданная мысль Булгакова. В романе власть имеют Пилат и первосвященник Каифа, но реальная, духовная власть — только у Иешуа. Именно поэтому он страшен для правящих, поэтому он и погибает, хотя ничего не просит у власти.

В исторической части любовь не имеет ничего общего с той ценностью, какой является для Булгакова истинная любовь. Иешуа любит всех, а значит никого конкретно. Иуду именно продажная любовь заводит в ловушку. Любовь Левия Матвея — потребительская. Пилат посылает человека, которого полюбил, на смерть. В тех ситуациях, когда обстоятельства выше человека, нет возможности думать о такой ценности, как любовь.

По мнению Булгакова, никакой бог и никакой дьявол не снимают с человека его личной вины. Двадцать веков Пилату нет прощения за предательство. “Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то” — для Булгакова не много.

Для Иешуа истина превыше всего, даже в том случае, когда ложь могла бы спасти ему жизнь. По Булгакову, истина — это единственная возможность жить полной жизнью, но для этого необходимо бесстрашие души, мысли, чувства.

  • Современный московский мир.

Те же проблемы мы встречаем в современном пласте романа, где Булгаков рисует Москву 30-х годов 20 века. Это время серьезных преобразований во всех сферах жизни общества: индустриализация, коллективизация, идет подготовка к большому террору, культура в целом и литература в частности становятся полностью зависимыми от власти. Жизнь 30-х годов соединила в себе массовый энтузиазм и отсутствие профессионализма и квалификации; революционную романтику и низкий уровень культуры; веру в светлое будущее и преклонение перед вождем. В повести “Собачье сердце” и романе “Мастер и Маргарита” точно и колоритно отражены реалии времени.

В современном пласте прежде всего сам Мастер предает самое ценное для Булгакова — назначение писателя. Но страх Мастера — не трусость пилата, поэтому Мастер всего лишь “не заслужил света, он заслужил покой”. Так же, как в историческом пласте, здесь есть “стандартное” предательство — Алоизия.

Мастер, как и Иешуа, “один в мире”, как и все гении. Даже Маргарита не может ему помочь: ему не нужна помощь. В повести “Собачье сердце” профессор Преображенский несмотря на презрение к власти, не противостоит ей. Мастер не сталкивается с ней впрямую, однако именно она пытается его сломать. Судьба мастера и реальная жизнь Булгакова здесь совпадают.

Маргарита в романе — идеал любящей женщины. Прообразом Маргариты принято считать Елену Сергеевну Шиловскую и Маргариту Петровну Смирнову. Служение высокой литературе (Мастер) — “божеский” путь, литература, угодная власти (Рюхин, Бездомный) — “дьявольский”.

Ответственность за поступок. В современном плате Булгаков столь же беспощаден, как и в ершалаимских главах. Берлиоз за безверие получает небытие, Маргарита, оставившая Мастера на одну ночь, почти теряет его.

  • Фантастический потусторонний мир.

Прообраз Воланда — Мефистофель Гете. Есть прототипы и у его свиты. По Булгакову, жизнь, которой он живет, может быть изменена только с помощью сверхъестественных сил. Воланд одинок, как и все гении. Гениален он потому, что устанавливает справедливость, но вокруг него — только исполнители. Проблема эксперимента. Испытаниям Воланд так или иначе подвергает всех.: фокусы в варьете, испытание Маргариты и т.д.

Воланд выполняет роль судьи, наказывая зло. Но он понимает и ценность любви. Самому ему любить не дано, поэтому у него нет власти над Богом. Сам Воланд и особенно его свита ни за что не отвечают, но ответственность всех героев романа за их поступки реализуется с помощью Воланда: Короьев-Фагот, Берлиоз и т.д. Воланд — один из самых правдивых героев романа, хотя для него не проблема и солгать. Но всех, кто лжет, он карает. Но бог помогает заблудшим, а дьявол наказывает за зло.

Булгаков ставит бога и дьявола на одну ступень. Для Булгакова не существует понятия нравственного прогресса. Двадцать веков назад — в прошлом, в 30-х годах ХХ века — в настоящем, в будущем он видит одни и те же проблемы, которые человечество не может разрешить. Задача Булгакова — заставить нас над ними задуматься.

В финальной главе «Прощение и вечный приют» происходит слияние двух миров: мастер и Маргарита улетают со свитой Воланда; мастер заканчивает свой роман, отпуская Понтия Пилата.

Сюжетные линии
 
Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри. Евангельская история в художественной обработке, философский центр романа: встреча Пилата с Иешуа, суд, казнь Иешуа, убийство Иуды, встреча Пилата с Левием Матвеем.
Мастер и Маргарита — это связующее звено с двумя другими сюжетными линиями. Мастер гоним из-за своего романа. Маргарита идет на сделку с Воландом ради спасения любимого. Воланд решает судьба мастера — мастер решает судьбу Пилата. 
Приключение свиты Воланда в Москве. Воланд и его свита оказываются в Москве и составляют мнение о современном ее жителе. Их приключения строятся по схеме: встреча — испытание — разоблачение — наказание. 
 
ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
ОбразыХарактеристика, роль в произведении
ВоландМудрый глава мира потусторонних сил, не творит зло, а обнаруживает его, перевоспитывает людей,
его жертвы — карьеристы, жулики, лжецы, ни один невиновный не пострадал от его деяний (кроме барона Майгеля, изменника и шпиона),
люди, чья совесть чиста, могли его не опасаться.
Иешуа
Га-Ноцри
Отличается от евангилиевского Христа (моложе, нет родных, имеет одного верного  ученика, боится смерти, не надеется на покровительство высших сил),
утверждает, что «злых людей нет на свете»,
своим существом являет воплощение истины,
как Христос, предан Иудой и распят.
МаргаритаТайная возлюбленная мастера (именно она назвала его мастером), обладает сильным характером и мужеством, ради любви отказывается от комфортной жизни,чтобы спасти любимого, заключает сделку с дьяволом, становится ведьмой и покидает реальный мир.
МастерОбразованный человек, знающий несколько иностранных языков, историк,  безымянный герой, написавший роман о Понтии Пилате, из-за которого на него начались гонения, сжег роман, считая его источником всех своих бед.
Воланд даровал ему вечный покой, но не свет. Мастер не заслужил света, поскольку отказался от своего творения. Не готов страдать за свой роман. Однако в подобном финале есть высшая справедливость — каждый получает то, что хотел.

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Темы: любовь, добро и зло, смысл жизни, справедливость и истина, безумие.

Идеи: 

  • Поиск правды, нравственной истины и борьба за нее. Свои земные поступки необходимо сравнивать с небесными идеалами, жить принципами иешуа. Истиной в романе представлен роман мастера. 
  • Дьявол, воплощение зла, не творит злодеяния, а созерцает и наказывает тех, кто поступает низко. Человек слаб, но в его силах противостоять своим слабостям. 
  • Главные пороки человечества — трусость (образы Пилата и мастера, сжигающего свой роман), оправдание сделок с совестью, на которые вынужден идти человек, особенно при советском режиме. 
  • Новые исторические события порождают возникновение нового человека. Москвичи — обычные люди, но квартирный вопрос
  • их испортил; может ли трудный исторический период оправдывать их поведение.
  • Новый мир оказался безбожным, люди пали морально. Это дало возможность появиться в нём дьяволу и его свите.
 
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
 
Роман-миф. Граница между реальностью и вымыслом отсутствует, как и в мифе.
 
Социально-философский роман. Место действия — коммунально-бытовая Москва конца 1920—1930-х гг; показаны нравы обычных советских людей; раскрываются основные моральные вопросы человечества, присутствует библейский сюжет.
 
Сатирический роман. Воланд со своими помощниками выставляет напоказ нелепость быта, беспринципность чиновников и другие
пороки москвичей.
 
Фантастический роман. Вторжение в реальный мир нечистой силы.
 
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
 
Гротеск: превращение соседа Маргариты в борова, Варенухи — в вампира.
 
Фантастика: кот Бегемот в трамвае передаёт за проезд деньги, но никого он не удивляет; на выступлении Воланда в варьете льётся «денежный дождь»; отрывается и возвращается на место голова конферансье Бенгальского.
 
«Говорящие» фамилии: Лапшенникова, Глухарёв, Двубратский, Богохульский, Берлиоз, Бездомный и др.
 
Символика чисел: 3 — мастеру трижды дают волшебное питьё; 12 — 12 членов правления ожидают Берлиоза, 12 следователей ведут дело сатаны, Пилат клянётся пиром 12 богов; 13 — Бездомный разыскивает сатану в доме 13, мастер является читателю в 13-й главе.
 
СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
 
К образу Христа обращались А. А Блок в поэме «Двенадцать, Ф. М. Достоевский в романе «Братья Карамазовы»
 
Образ дьявола (демона) можно встретить в произведениях А. С. Пушкина (стихотворение «Бесы»), М. Ю. Лермонтова (поэма «Демон»), Н.В. Гоголя (повести «Страшная месть», «Вий»), Ф. М. Достоевского (романы «Братья Карамазовы», «Бесы»).
 
 
 
 
 

5 / 5. 2

.