5
(2)
Поэма «Медный всадник» — художественный итог размышлений А. С. Пушкина о личности Петра Первого, о «петербургском» периоде русской истории и попытка определить место простого человека в истории.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
 
1833 г. — написание поэмы в Болдино. Цензура запретила её печатать.  
1834 г. — частичная публикация в «Журнале для чтения» под названием «Петербург.   Отрывок из Поэмы». 1836 г. — публикация целиком после смерти поэта в журнале «Современник» с правками В. А. Жуковского в угоду цензуре.
1904 г. — выход в свет «Медного всадника» в оригинальном виде.
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
 
Предисловие
Описание наводнения в Петербурге в 1824 г.
 
Вступление
 
Создаётся величественный образ Петра Первого, который «из тьмы лесов» и «топи блат» возводит прекрасный город. Петербург —
олицетворение могущества и славы России. Вступление заканчивается гимном Петру и Петербургу:
 
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия…
 
Часть 1
Повествование о жизни, современной Пушкину, о контрастах Петербурга.
 
и юный град,
Полнощных стран краса и диво,     
 
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво.
 
  • Знакомство с главным героем Евгением, его стремлениями, личными планами.
  • Наводнение разрушает дома и забирает жизни, но остаётся нетронутым памятник Петру.
  • Евгений спасается, но думает о своей любимой.

Часть 2

Возлюбленная Евгения погибает, а сам он сходит с ума.

Кульминация
Вторая встреча Евгения с памятником. Молодой человек вспоминает прошлогодние события и во всём винит «державца полумира», грозит ему. Медный всадник оживает и преследует Евгения всю ночь.
 
Развязка
Смерть Евгения.
 
В поэме происходит взаимодействие трёх смысловых планов:
  • исторического — история Петербурга начинается с 1703 г; реальное наводнение, произошедшее в 1824 г, является исторической основой и сюжета, и одного из конфликтов — между городом и стихией;
  • литературного, вымышленного — задан под заголовком «Петербургская повесть», центральный персонаж повести — Евгений;
  • легендарно-мифологического — задан заголовком поэмы «Медный всадник». Ожившая статуя — мифологический герой, воплощение «грозного царя».

ГЕРОИ ПОЭМЫ «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»

В «Медном всаднике» не два героя (Петр и Евгений — государство и личность), а три — это стихия разбушевавшейся Невы, их общий враг, изображению которого посвящена большая часть поэмы. Русская жизнь и русская государственность — непрерывное и мучительное преодоление хаоса началом разума и воли. В этом заключается для Пушкина смысл империи. А Евгений, несчастная жертва борьбы двух начал русской жизни, — это не личность, а всего лишь обыватель, гибнущий под копытом коня империи или в волнах революции.

ОбразыХарактеристика, роль в произведении
Петр IВеликая личность — основатель Петербурга, реформатор, патриот, мудрый правитель:
На берегу пустынных волн
Стоял он дум великих полн…

Деспот-самодержец (в образе Медного всадника) — олицетворяет самодержавие, власть, которые презирают «маленького человека»:

Вскипела кровь. Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом…


— О мощный властелин судьбы! .
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?


— Ужасен он в окрестной мгле!
Евгений«Маленький человек», один из многих;
Мечтает о собственном счастье, покоряется судьбе после гибели Параши:
Ну что ж, я молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов…


И так он свой несчастный век
Влачил, ни зверь, ни человек…

Безумец, способный на бунт против власти:
Добро, строитель чудотворный! —
Шепнул он, злобно задрожав, —
Ужо тебе…»
ПетербургГород не место действия, а участник конфликта;
Город прекрасен, это памятник единства миллионов людей, автор им восхищается:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит…


Центр самодержавия, который враждебен человеку.
Насильно построен вопреки законам природы, люди расплачиваются за это.
ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
 
В поэме «Медный всадник» раскрыта тема взаимоотношений простого человека и власти. Используется прием символического противопоставления Петра I (великого преобразователя России, основателя Петербурга) и Медного всадника — памятника Петру I (олицетворения самодержавия, бессмысленной и жестокой силы). Тем самым поэт подчеркивает мысль, что безраздельная власть одного, даже выдающегося человека не может быть справедливой. Великие деяния Петра совершались на благо государства, но часто были жестокими по отношению к народу, к отдельной личности: На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих ноли, И вдаль глядел.
 
Темы: Пётр I, «маленький человек».
 
Идея: конфликт «маленького человека» (Евгения) и государственной власти (Медный всадник). Признавая величие Петра, автор отстаивает право каждого человека на счастье. Он показывает, что бунт одиночки против власти безумен и безнадёжен. Но власть бессильна против сердца и памяти. Конфликт будет существовать, пока интересы личности не станут целью государства. Две правды — простого человека и государственного деятеля — остаются равновеликими, и ни одна не уступает другой.
 
КОНФЛИКТ ПОЭМЫ 
 
Основной конфликт поэмы — конфликт между государством и личностью. Воплощается он, прежде всего, в образной системе: противопоставлением Петра и Евгения. Образ Петра центральный в поэме. Пушкин дает в «Медном всаднике» свою трактовку личности и государственной деятельности Петра.
 
 
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
 
  • Комбинация нескольких жанров — философская поэма и «петербургская повесть».
  • Литературное направление — реализм.
  • Элементы фантастики обострили конфликт и раскрыли восприятие действительности героем.
  • Пётр I предстаёт главным образом не как исторический персонаж, а как «кумир», изваяние.
  • Автор непосредственно вмешивается в повествование, комментирует события.
  • Одический, возвышенный стиль смешивается c разговорным, повествовательным.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

«Медный всадник» — одно из самых совершенных поэтических произведений Пушкина. Поэма написана четырехстопным ямбом. Уникальность этого произведения заключается в том, что автор преодолел жанровые каноны исторической поэмы.

Старославянизмы: из топи блат (болот), полнощных стран, град Петров, вешни дни.

Перифразы: Петра творенье, военная столица (Петербург), державец полумира, строитель чудотворный, кумир на бронзовом коне, горделивый истукан (Пётр I).

Олицетворения:

  • в первую очередь относятся к Неве, которая во время наводнения предстаёт раненым зверем со всеми его повадками: металась, рвалася к морю против бури, вздувалась и ревела, дышала, как с битвы прибежавший конь;
  • после наводнения река, как живое существо, «ликует»:

обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем.

  • ночи задумчивы:

твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак.

  • дома спят:

И ясны спящие громады пустынных улиц…


Эпитеты: строгий, стройный вид; прозрачный сумрак, блеск безлунный; однообразную красивость, ночная мгла, бледные тучи, в тёмной вышине, бледная луна.

Анафора:

Люблю. тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид…

Люблю зимы твоей жестокой

Недвижный воздух и мороз…

Метафоры:

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса…

Сиянье шапок этих медных…

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознёсся пышно, горделиво…

Сравнения:

Нева металась, как больной

В своей постели беспокойной.

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась…

…злые волны,

Как воры, лезут в окна…

И жизнь ничто, как сон пустой…

И тяжело Нева дышала,

Как с битвы прибежавший конь.


СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

Образ Петра I  показан в таких произведениях русской литературы, как «Арап Петра Великого», «Полтава» А. С. Пушкина, «Пётр Первый» А. Н. Толстого.

Тема «маленького человека» осмысливается в произведениях «Станционный смотритель» А. С. Пушкина, «Шинель» Н. В. Гоголя,«Смерть чиновника» А. П. Чехова, «Бедные люди» Ф. М. Достоевского.

5 / 5. 2

.