- Идейное содержание поэмы «Медный всадник»
- Образ Петра в поэме «Медный всадник»
- Художественные достоинства поэмы «Медный всадник»
- Жанр и композиция поэмы «Медный всадник»
- Заключение поэмы «Медный всадник». Анализ
- Анализ вступления к поэме «Медный всадник»
- Петр и Евгений в поэме «Медный всадник»
- Образ Петра в поэме «Медный всадник»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
1833 г. — написание поэмы в Болдино. Цензура запретила её печатать.
1834 г. — частичная публикация в «Журнале для чтения» под названием «Петербург. Отрывок из Поэмы». 1836 г. — публикация целиком после смерти поэта в журнале «Современник» с правками В. А. Жуковского в угоду цензуре.
1904 г. — выход в свет «Медного всадника» в оригинальном виде.
Красуйся, град Петров, и стойНеколебимо, как Россия…
и юный град,Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блатВознёсся пышно, горделиво.
- Знакомство с главным героем Евгением, его стремлениями, личными планами.
- Наводнение разрушает дома и забирает жизни, но остаётся нетронутым памятник Петру.
- Евгений спасается, но думает о своей любимой.
Часть 2
Возлюбленная Евгения погибает, а сам он сходит с ума.
- исторического — история Петербурга начинается с 1703 г; реальное наводнение, произошедшее в 1824 г, является исторической основой и сюжета, и одного из конфликтов — между городом и стихией;
- литературного, вымышленного — задан под заголовком «Петербургская повесть», центральный персонаж повести — Евгений;
- легендарно-мифологического — задан заголовком поэмы «Медный всадник». Ожившая статуя — мифологический герой, воплощение «грозного царя».
ГЕРОИ ПОЭМЫ «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»
В «Медном всаднике» не два героя (Петр и Евгений — государство и личность), а три — это стихия разбушевавшейся Невы, их общий враг, изображению которого посвящена большая часть поэмы. Русская жизнь и русская государственность — непрерывное и мучительное преодоление хаоса началом разума и воли. В этом заключается для Пушкина смысл империи. А Евгений, несчастная жертва борьбы двух начал русской жизни, — это не личность, а всего лишь обыватель, гибнущий под копытом коня империи или в волнах революции.
Образы | Характеристика, роль в произведении |
Петр I | Великая личность — основатель Петербурга, реформатор, патриот, мудрый правитель: На берегу пустынных волн Стоял он дум великих полн… Деспот-самодержец (в образе Медного всадника) — олицетворяет самодержавие, власть, которые презирают «маленького человека»: Вскипела кровь. Он мрачен стал Пред горделивым истуканом… — О мощный властелин судьбы! . Не так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? — Ужасен он в окрестной мгле! |
Евгений | «Маленький человек», один из многих; Мечтает о собственном счастье, покоряется судьбе после гибели Параши: Ну что ж, я молод и здоров, Трудиться день и ночь готов… И так он свой несчастный век Влачил, ни зверь, ни человек… Безумец, способный на бунт против власти: Добро, строитель чудотворный! — Шепнул он, злобно задрожав, — Ужо тебе…» |
Петербург | Город не место действия, а участник конфликта; Город прекрасен, это памятник единства миллионов людей, автор им восхищается: Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит… Центр самодержавия, который враждебен человеку. Насильно построен вопреки законам природы, люди расплачиваются за это. |
- Комбинация нескольких жанров — философская поэма и «петербургская повесть».
- Литературное направление — реализм.
- Элементы фантастики обострили конфликт и раскрыли восприятие действительности героем.
- Пётр I предстаёт главным образом не как исторический персонаж, а как «кумир», изваяние.
- Автор непосредственно вмешивается в повествование, комментирует события.
- Одический, возвышенный стиль смешивается c разговорным, повествовательным.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
«Медный всадник» — одно из самых совершенных поэтических произведений Пушкина. Поэма написана четырехстопным ямбом. Уникальность этого произведения заключается в том, что автор преодолел жанровые каноны исторической поэмы.
Старославянизмы: из топи блат (болот), полнощных стран, град Петров, вешни дни.
Перифразы: Петра творенье, военная столица (Петербург), державец полумира, строитель чудотворный, кумир на бронзовом коне, горделивый истукан (Пётр I).
Олицетворения:
- в первую очередь относятся к Неве, которая во время наводнения предстаёт раненым зверем со всеми его повадками: металась, рвалася к морю против бури, вздувалась и ревела, дышала, как с битвы прибежавший конь;
- после наводнения река, как живое существо, «ликует»:
обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем.
- ночи задумчивы:
твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак.
- дома спят:
И ясны спящие громады пустынных улиц…
Эпитеты: строгий, стройный вид; прозрачный сумрак, блеск безлунный; однообразную красивость, ночная мгла, бледные тучи, в тёмной вышине, бледная луна.
Анафора:
Люблю. тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз…
Метафоры:
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса…
Сиянье шапок этих медных…
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво…
Сравнения:
Нева металась, как больной
В своей постели беспокойной.
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась…
…злые волны,
Как воры, лезут в окна…
И жизнь ничто, как сон пустой…
И тяжело Нева дышала,
Как с битвы прибежавший конь.
СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
Образ Петра I показан в таких произведениях русской литературы, как «Арап Петра Великого», «Полтава» А. С. Пушкина, «Пётр Первый» А. Н. Толстого.
Тема «маленького человека» осмысливается в произведениях «Станционный смотритель» А. С. Пушкина, «Шинель» Н. В. Гоголя,«Смерть чиновника» А. П. Чехова, «Бедные люди» Ф. М. Достоевского.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.