5
(1)
  • Историческая основа поэмы.

После разгрома восстания декабристов в российском обществе вновь остро встал вопрос об историческом пути России и ее роли в мире, об отношениях власти и подданных. Для того чтобы осознать эти проблемы, Пушкин анализирует прошлое, обращаясь к эпохе Петра I, эпохе укрепления Российского государства и радикальных реформ во всей жизни общества. Особенно важными для России в начале XVIII века были отношения с Украиной и Швецией. В 1828 году Пушкин пишет поэму «Полтава».

Главный герой поэмы старый гетман Украины — Мазепа, восставший против России и императора Петра Великого. Период 1708-1709 годов был временем нашествия на Россию шведского короля Карла XII в союзе с изменником Мазепой. От исхода этой войны зависело положение России, ее самостоятельность и мощь.

  • Композиция поэмы.

Особенностью построения поэмы «Полтава» является то, что в ней объединены все три рода поэтических произведений: эпос, лирика и драма.

Поэма состоит из трех глав: в центре первой находится история любви дочери Кочубея Марии к Мазепе, во второй — казнь Кочубея, в заключительной главе выразительными, ставшими хрестоматийными стихами описан разгром шведов под Полтавой и бегство короля Карла и Мазепы.

Три главы поэмы представляют три этапа бесславной истории заговора и войны против Петра I. Мастерство Пушкина при создании поэмы проявилось в удачном совмещении двух линий сюжета — любовной и исторической. Эпически событийный сюжет поэмы (сватовство Мазепы, бегство Марии, донос Кочубея, месть Мазепы, казнь Кочубея и Искры, участие Мазепы в бегстве, победа Петра, бегство Карла и Мазепы, встреча с безумной Марией, пир Петра) приобретает двойное звучание, так как авторская оценка, авторские эмоции занимают в нем значительное место.

Эпический повествователь время от времени превращается в доверительного собеседника, способного понять и передать читателю глубину чувства Марии, трагедию ее родителей, жестокость Мазепы или торжество победителей. Повествователь время от времени «прячется» за героя, открыто выражающего свои мысли и чувства, что придает повествованию эмоционально-лирическое звучание, увлекающее читателя и создающее у него определенное настроение. Огромное значение имеет при этом форма «вопрос — ответ», характеризующая как речь повествователя, так и речь героев.

  • Тематика поэмы.

«Полтава» была новаторским произведением, не понятым ни современниками, ни позднейшей критикой.

В пределах одной поэмы Пушкин захотел объединить несколько важных политических и личных тем. Первая тема «Полтавы » — судьба русского государства среди других европейских государств, способность русского народа отстоять свою самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками. Эта тема (борьба Карла XII с Петром) связывалась в сознании Пушкина с недавними, памятными еще ему событиями — нашествием Наполеона. Пушкин считал, что, победив в тяжкой борьбе с могучим врагом, Россия показала свою внутреннюю крепость и силу.

Героем, стоящим в центре этой темы в «Полтаве», является Петр, а центральным эпизодом -Полтавский бой и пир после победы. Другая тема, которая не могла не встать перед Пушкиным как государственным мыслителем, — тема многонациональности русского гоодарства, исторической закономерности объединения разных наций в пределах одного государства и прочности их связи с русским народом и государством.

Эту тему Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центре образ Мазепы, пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от России. В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение своей родины, а как коварного властолюбца, на деле презирающего и свободу и родину.

Эту национальную тему Пушкин, видимо, сначала хотел выдвинуть на первое место, назвав в рукописи свою поэму «Мазепа». Пушкин не был бы великим гуманистом, если бы ограничился в своей поэме поэтическими размышлениями о государстве, восхвалением его мощи, забыв о человеке. Третья тема «Полтавы» — тема частного человека, раздавленного колесом истории.

Мария — сильная и страстная женщина. Преодолев и религиозные препятствия, и проклятие родителей, и позор в глазах общества, она завоевывает себе счастье, но неожиданно и невинно погибает жертвой игры грандиозных и страшных исторических событий.

Сюжет поэмы отличается драматизмом. Поэма открывается борьбой Кочубея с Мазепой. Эта борьба, в которой переплетаются их личные и политические интересы, дается на фоне той исторической эпохи

Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.

В связи с этим названные герои поэмы обрисовываются не только в их частной жизни, но и в их политических устремлениях, приводящих к резкому столкновению, которое заканчивается казнью Кочубея и его единомышленника Искры. Казнь Кочубея приводит к развязке новеллистической линии сюжета: Мазепа — Мария — Кочубей. Кочубей казнен. Мария исчезает.

Теперь выдвигается на первый план историческая линия: Мазепа — Пётр. Хитро скрывавший свои политические замыслы, Мазепа, как только Карл «перенес войну на Украину», изменил Петру и открыто перешёл на сторону шведского короля. Наступает момент наивысшего напряжения в борьбе Мазепы с Петром — Полтавский бой.  Победа Петра даётся как следствие мощи и величия «России молодой».

В эпилоге подводятся итоги обеим линиям сюжета: новеллистической — встречей Мазепы с безумной Марией, исторической — народной оценкой политической деятельности Петра, Мазепы и Карла.

В своей поэме Пушкин показал себя великим художником-реалистом. Верность изображения исторических событий сочетается с глубоко правдивым и разносторонним раскрытием образов разных психологических типов; изумительная живопись природы сменяется мастерски нарисованной картиной Полтавской битвы.

Высоко оценивая разнообразные красоты поэмы «Полтава», Белинский особенно восхищался её стихом: «Сколько простоты и энергии в его стихе! Какая живая соответственность между содержанием и колоритом языка, которым оно передано! Есть что-то оригинальное, самобытное, чисто русское в тоне рассказа, в духе и обороте выражений!».

Это русское, народное проявляется, в частности, в близости многих мест поэмы к стилю народной поэзии. Так, Белинский указывает, что отрывок от стиха «Кто при звездах и при луне» до стиха «Царю Петру от Кочубея» — «это вместе и народная песня, и художественное создание». Так же построен ответ Кочубея Орлику о трех кладах. В духе народной поэзии — песен и сказок — дан внешний портрет Марии.

  • Жанровые и стилистические элементы

«Полтава» сочетала в себе самые, казалось бы, разнородные жанровые и стилистические элементы — от классической эпопеи до романтической поэмы, сочетает элементы романтической поэтики с реалистической трактовкой исторических и неисторических событий. Поэма сочетает повествовательную форму с лирическими и драматическими моментами… В общем, она по жанру, по стилю и языку является, несомненно, самым сложным из всех произведений Пушкина»

В «Полтаве» Пушкин дал новый жанр исторической, героической поэмы реалистического стиля, какой ещё не было в русской литературе.

5 / 5. 1

.