4.6
(9)

Анализ повести «Гадюка». Предлагаю построить ассоциативный ряд к слову «гадюка»: ядовитый укус, змея, обновляет кожу, живучая, грациозная, страх, омерзение, немигающий взгляд, злобное шипение, гибкое тело, извивается, распрямляется неожиданно, с силой …

— Кто и при каких обстоятельствах называет Ольгу Зотову гадюкой или сравнивает её с этим земноводным? Есть ли для этого основания?

Емельянов: «Должен вам сказать, живучи вы, Ольга Вячеславовна, как гадюка». (После её второго «выживания» — расстрела её Валькой в тюремном подвале; основание —
особая живучесть.)

Автор: «За месяц обучения … вытянулась, как струна». (Внешнее сходство со змеёй.) «Ольга Вячеславовна положила ложку; лютая змея ужалила ей сердце, — помертвела, опустила глаза». (Во время привала молодая бабёнка угощала Емельянова борщом, выстирала его портянки. Метафора передаёт переживания героини, показывает чувство ревности; это уже не Ольга Вячеславовна названа змеёй, но метафора кажется не случайной.)

Губан: «Был один случай) когда к ней ночью в казарме подкатил браток, бездомный фронтовик с большими губами — «Губан» — и попросил у неё побаловаться. Но она с внезапным остервенением так ударила его рукояткой нагана в переносье, что братка увели в лазарет. Этот случай отбил охоту даже и думать о «Гадючке» … » («Гадючкой» её называет про себя видимо, не только Губан, но и другие братки.)

Причина — поражающая их злость и жестокость Ольги Зотовой. Но почему «Гадючка», а не «гадюка»? Возможно, Ольга нравилась Губану и другим бойцам. В этом слове, пожалуй, нет большой злости) а есть даже некое уважение к её недоступности и недоумение.)

Автор: «Здесь ни к чему были её ловкость, её безрассудная смелость, её гадючья злость». (После приезда в Москву Ольга Вячеславовна с трудом привыкает к новой жизни и работе. «Военная жестокость понемногу сходила с неё», там на фронте, всё было ясно, а-здесь она «никакими усилиями ума не могла определить степень пользы, которую приносила, переписывая бумажки»)

Сделаем вывод: при каких обстоятельствах и почему называют Ольгу Зотову «гадюкой»?

Емельянов сравнивает Ольгу с «гадюкой» за её «живучесть», в этом сравнении звучит скорее восхищение её выносливостью; автор тоже говорит о «живучести» героини, ещё он выделяет её «гадючью злость», но мы видим, что автор не считает Ольгу Вячеславовну злой от природы, он понимает и объясняет читателю причину её злости. Иное дело соседи, сослуживцы — они ненавидят её за то, что она не такая, как все, а Зотова ничего плохого им не делает — их злость беспочвенна.

«Вы сказали, — продолжаю я, — что автор не считает Ольгу Зотову злой от природы, понимает героиню и объясняет читателям, чем вызвана её злость. Автору будто бы вместе с героиней хочется «закричать им всем: «Я же не такая … «.

Предлагаю ученикам поработать с текстом в парах и подготовить аргументы в пользу Ольги Зотовой: «Она же не такая!» Результатом работы в парах стали подобранные учениками аргументы. Эта работа даёт возможность ещё глубже проникнуть в идейное содержание произведения и понять характер и поступки главной героини повести.

«Девственно впечатлительна … » Ольга обострённо воспринимает окружающий мир. Сейчас к ней только во сне приходят картины из юности: «снежок на улицах», «обожание учителя русского языка», «чтение переводных романов», «новое платье к рождественским праздникам», запах цветов, замёрзших на тридцатиградусном морозе», «грустная тишина,
перезвон Великого поста, слабеющие снега … », «тревога весны», «сосны,  луга, сияющая Волга, уходящая в беспредельные разливы».

Всё это видеть, чувствовать, хранить в памяти может только очень впечатлительный и тонко чувствующий человек. Слово «девственно» обозначает душевную чистоту, непорочность.

«Выплакала все слёзы, отпущенные ей на жизнь» — сильно переживает смерть родителей, страдает, очень их любит. «Душа покрылась рубцами, как заживлённая рана» — рубцы не только на теле, но и на душе, человек многое пережил, много испытал физической и душевной боли.

«Город весь разорили, всю Россию нашу разорите», — говорит Ольга Вячеславовна Емельянову. Очевидно, она умна, понимает суть происходящего, воспринимает это не только как личную беду, но и как трагедию всей страны.

«Мучила девичья гордость: о таком весь день думать!». Ольга — гордый человек, с чувством собственного достоинства. Это показывает и эпизод с Губаном, и с Педотти. «Она всё ещё верила в справедливость». Даже находясь в тюрьме, она верит в справедливость и сама готова жить по законам справедливости.

«Нежная улыбка ложилась на слабые губы». Она разговаривает с Емельяновым и нежно улыбается. Значит, в ней есть нежность.

«Мечталось ей построить благополучие: замужество, любовь, семью, прочный, счастливый дом … » Мечты Ольги чистые и светлые, это мечты любой нормальной девушки.

«Не могла преодолеть стыдливость … » Уже воюя, пройдя через многие испытания, многое повидав в жизни, Ольга Вячеславовна не утратила чувства стыдливости. «Так любила она этого человека…». «Олечка, сама того не понимая, силилась вся перелиться в него…», «страстная, невинная любовь Ольги Вячеславовны», «прошлое не забывалось, жила одиноко «. Ольга Зотова умеет по-настоящему, преданно любить. Это говорит о богатстве её натуры.

«Ольга Вячеславовна в часы заката любила бродить по городу, — вглядывалась в недоверчивые, мрачные лица людей». Наблюдательна и впечатлительна. «Ольга Вячеславовна сжимала кулачки — она не могла мириться с тишиной, семечками, банными вениками и огромными пустырями захолустья». Остро чувствует и понимает всё, что происходит вокруг, не может примириться с пошлостью, рутиной, разрушением всего.

Выбор учениками цитат из текста и их комментарий очень важны в ходе работы над образом не только для понимания характера и поступков героини, но и для воздействия на чувства детей, поскольку вся эта деятельность помогает учащимся выстроить свою систему духовно-нравственных ценностей. Они эмоционально комментируют текст, доказывая, что Ольга Вячеславовна «не такая», какой представляют и воспринимают её окружающие.

Анализ характера и поступков героини даёт возможность ученикам осознанно перейти к следующему этапу урока, на котором им предстоит разобраться в главном: что же заставило чистую, цельную, умную, впечатлительную, с высоким чувством собственного достоинства Ольгу Вячеславовну Зотову превратиться в грубого, резкого, озлобленного
и невероятно одинокого человека.

Предлагаю ученикам объяснить причины «гадючьей злости» Ольги Вячеславовны. Без труда ученики называют основные причины: смерть родителей от рук бандитов, свидетелем которой она стала, и попытка убить её саму; пребывание в тюрьме, в плену у белой контрразведки, и глубокое переживание всего, что она там видела и слышала; участие в Гражданской войне наравне с мужчинами, убийство ею людей во время боевых действий; гибель Емельянова, враждебное отношение к ней окружающих.

Спрашиваю: «Какая из причин является главной, заставившей Ольгу Вячеславовну изменить своё отношение к миру и людям?» Ученикам необходимо проследить, как рождается, крепнет в Ольге Вячеславовне злость и как в определённые минуты жизни эта злость то вытесняется из её сердца, то вновь заполняет его.

После смерти родителей Ольге «оставалось только плакать целыми днями от нестерпимой жалости … от страха — как теперь жить, от отчаяния перед этим неизвестным, что гремит и кричит и стреляет по ночам за окнами гостиницы. За эти дни она, должно быть, выплакала все слёзы, отпущенные ей на жизнь. Оборвалась её беспечная, бездумная молодость.

Душа покрылась рубцами, как заживлённая рана. Она ещё не знала, сколько таилось в ней мрачных и страстных сил». «Душа покрылась рубцами» от горя. Но ведь это ещё не значит, что пережитое обязательно озлобит человека, но может произойти именно так, ведь в каждой душе до поры до времени могут таиться «мрачные силы». Всё зависит от обстоятельств – даст ли жизнь повод для того, чтобы мрачные силы взяли верх над добротой и человечностью.

Учащиеся отмечают, что главным событием, повлиявшим на мировоззрение и нравственные ценности Ольги, стало её пребывание в тюрьме, а более конкретно — пытка, издевательство над «человеком в очках».

Примерами из текста ученики подтверждают, что именно во время этой пытки, происходящей за стеной камеры Ольги, она стала другой, «гадючья злость» захватила её сердце: «Эта ночь, когда человек мучил человека, закрыла тьмой всю её робкую надежду на справедливость.

Но страстная душа Ольги Вячеславовны не могла быть в безмолвии, в бездействии. И после чёрных дней, когда едва не помутился разум, она, расхаживая по диагонали камеры, нашла спасение: ненависть, мщение.

Ненависть, мщение! О, только бы выйти отсюда!» Это момент рождения «гадючьей злости» В душе Ольги Зотовой, ненависть и желание мстить наполняют сердце.

Жизнь создаёт условия для того, чтобы злость развивалась и крепла. Ольга Вячеславовна вместе с Емельяновым оказывается на фронте. Вот и возможность выплеснуть всю ненависть и злость. Прошлая жизнь осталась на дальнем берегу». «жизнь грубая и страстная захлестнула её мутными волнами».

«Ольга Вячеславовна так это и приняла: бешеная борьба … ненависть во всю волю души, корка хлеба на сегодня и дикая тревога ещё не изведанной любви — это жизнь». Она была одинока, но неожиданная встреча с Емельяновым вселила в её сердце любовь и желание быть там, где он, пусть это даже война.

Зотова повезла пакет в дивизию. Наткнулась на разъезд. За ней гонятся. Она убивает Вальку и усатого. И хотя слёзы душили её после этого убийства (женская, человеческая природа не терпит насилия), но чувство мести было удовлетворено.

После гибели Емельянова для Ольги «потянулись … тяжёлые и смутные дни. Долгое время она валялась по лазаретам, эвакуировалась на гнилых теплушках, замерзала под шинелишкой, умирала с голоду. Люди были незнакомые, чужие, злые, для всех она была номер такой-то по лазаретной ведомости, во всём свете — никого близкого. Жить было тошно и мрачно … » Зло вокруг, никого близкого, для всех ты всего лишь номер, не человек с именем и судьбой, мыслями и чувствами.

Разве может в такой обстановке злость, поселившаяся в сердце, исчезнуть? Ольга снова воюет в Сибири. «Снега, сосны, дымы костров, знакомый звук железных бичей боя, стужа, сгоревшие сёла, кровавые пятна на снегу, тысячи, тысячи трупов…». «За женщину её мало кто признавал, была уж очень тоща и зла, как гадюка».

Злость продолжает крепнуть в сердце Ольги Зотовой, на войне для злобы и ненависти есть выход: здесь надо убивать. И она убивает. Слёзы уже не душат, как после первого убийства. Да и на женщину она уже мало похожа.

Война закончилась. Надо учиться жить без войны. «В двадцать два года нужно было начинать третью жизнь». «Здесь ни к чему были её ловкость, её безрассудная смелость. её гадючья злость». «Жила одиноко сурово. Но военная жестокость понемногу сходила с неё».

Вот и пришло время для избавления от «гадючьей злости». И Ольга готова к этому. Даже «кожу сбросила» — надела платье, чулки, туфли, сделала причёску … Перед сослуживцами предстала красавицей. Все увидели женщину.

Но людская злоба не позволила Ольге Зотовой изжить в себе «гадюку». Отказала начальнику — злоба сослуживцев. кличка «гадюка». Соседи переполнены злобой: подсматривают в замочную скважину, как будто в её жизнь, предлагают травить её йодоформом, сыпать ей в постель волосы от щетки, замолкают или расходятся при её появлении, обсуждают грязные сплетни о ней. Она и для них — «гадюка».

А тут ещё и вспыхнувшая в очерствевшем, казалось, сердце любовь к хозяйственному директору Махорочного треста. Её признание в любви и его брезгливое «мне про вас говорят со всех сторон». И снова «одна, одна в дикой враждебной жизни. одинока, как в минуту смерти, не нужна никому».

Сама не заметила, как в руках оказался пистолет. И она убила бы себя. Не было больше сил и желания жить. Чтобы жить, надо снова взращивать в себе «гадюку», а она этого уже не хотела.

Последний приступ дикой злости захлестнул её, когда в её комнату вошла Сонечка Варенцова и произнесла страшные для Ольги Вячеславовны слова: « …вот удостоверение из загса … Все знают, что вы с венерическими болезнями … И вы с ним намерены делать карьеру … Да ещё через моего законного мужа! Вы — сволочь! .. »

За что её так? Ведь она никого не трогала, никому не желала и не делала плохого! «И вот волна знакомой дикой ненависти подкатила, стиснула горло, все мускулы напряглись, как сталь … Из горла вырвался вопль … Ольга Вячеславовна выстрелила и продолжала стрелять в это белое, заметавшееся перед ней лицо … » Снова наружу выплеснулась «гадючья злость». А дальше – явка в милицию и слова: «Я должна умереть».

Перед нами не «гадюка», а человек, понимающий весь ужас совершённого и глубоко переживающий.

После чтения и анализа эпизодов отмечаю, что ученики очень точно проследили все этапы развития в героине «гадючьей злости» и что всё это ещё раз подтверждает, что Ольга Вячеславовна Зотова не злобна от природы, что вся её злость рождена условиями её жизни.

Далее рассказываю ученикам о том. что в энциклопедии «Жизнь животных» прочитала такие слова: «Гадюки миролюбивы, они никогда первыми не нападают на человека, в минуту опасности стараются скрыться. Только тогда они кусают человека, когда на них наступают или суют руки в их убежище».

На Ольгу Вячеславовну — «гадюку» — не просто наступают, её топчут ногами, безжалостно и грубо, «суют руки в её убежище» — вторгаются в её жизнь.

Вот почему «волна знакомой дикой ненависти подкатила, стиснула горло». Вот почему «все мускулы напряглись, как сталь». Так гадюка неожиданно и стремительно кусает тех, от кого она раньше, в минуту опасности, пряталась в своём мире, в своей комнате … А сейчас, по гадючьему инстинкту. она кусает того, кто наступает на её сердце. её душу. на её человеческое достоинство.

«Только ли в душе Ольги Вячеславовны есть место для злости?»

На предыдущих этапах урока ученики не раз говорили о проявлении зла по отношению к Ольге Вячеславовне со стороны окружающих. Вспомним об этом ещё раз: злость и ненависть соседей, злобное отношение сослуживцев, злость офицеров и солдат, пытавших и расстреливавших пленных, злоба Вальки, убившего родителей Ольги и пытавшегося убить её второй раз, злоба и ненависть к врагам революции Емельянова …

Значит, «гадючья злость» заполняет не только сердце героини, но и многих окружающих её людей.

— А в чём же кроется причина этой общей злости? (Причина страшной озлобленности людей — Гражданская война, которая сделала врагами целый народ: отцов и детей, братьев и сестёр, родственников и соседей).

Тема: судьба девушки и другие человеческие судьбы в эпоху братоубийственной Гражданской войны и после неё.

Идея: Гражданская война — страшная из войн, национальная трагедия; приводит к огромному количеству жертв. Не менее страшно то, что она калечит человеческую душу, убивает в человеке добрые чувства, рождает в сердце «гадючью злость», которую трудно изжить.

4.6 / 5. 9

.