Анализ повести «Тарас Бульба» Гоголя

  • Историческая основа повести.

В повести «Тарас Бульба» Гоголю удалось совместить современную историю с величественным тоном древних эпических поэм, таких как «Илиада» и «Одиссея» Гомера. В ней изображен эпизод войны запорожского казачества против иностранной агрессии с севера и юга. Бурный XVII век, беспокойная жизнь, постоянные угрозы и опасности, суровый дух защитников русских и украинских земель получили художественное воплощение в этом эпизоде.

  • Главные герои повести.

История, рассказанная в повести, описывает краткую жизнь и разные судьбы двух молодых братьев — казаков Остапа и Андрия, сыновей полковника Тараса Бульбы.

Главный герой повести — личность сильная и цельная, Тарас Бульба не знает сомнений в выполнении своего долга, он тверд и прям, как герой древнего героического эпоса: «Ну, что ж теперь мы будем делать? — сказал Тарас, смотря прямо ему в очи. Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи. Что, сынку, помогли тебе твои ляхи? Андрий был безответен. Так продать? продать веру?продать своих? Стой же, слезай с коня! Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом. Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! — сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.

Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев — это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил. Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова».

Образ Тараса Бульбы отличается непоколебимой духовной и физической мощью, подобно былинному богатырю: «У крыльца стояли оседланные кони. Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст». Единство натуры и характера Тараса Бульбы определяет вера.

В образе Тараса Бульбы соединяются черты народного героя, предводителя народных масс, мужественного, волевого, умного, и черты простого казака. Приведем характеристику Тараса Бульбы, данную Л. М. Крупчановым: «Широкая, свободолюбивая, сильная натура Тараса является олицетворением этого независимого, бесшабашного, гордого духа народа. Но мирная, разгульная жизнь, веселье, пиры лишь эпизоды в жизни Тараса, прошедшей в боях и походах. Вот полковник Тарас Бульба, человек беззаветной храбрости и мужества, цель жизни которого ясна и благородна: укрепляя узы товарищества, отстоять русскую землю. Он говорит: «Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей».

Образ Тараса, прошедшего через все самые тяжкие испытания, которые только могут выпасть на долю человека, в конце повести овеян ореолом трагического величия. Тарас всегда остается самим собою: и тогда, когда собственной рукою убивает своего сына Андрия, предавшего родину из-за любви к красавице полячке, и когда присутствует на казни старшего сына Остапа, и когда, распятый и сжигаемый на костре, помогает спастись своим товарищам».

Сыновья Тараса Бульбы, выпускники Киевской бурсы, также одарены недюжинной силой и отвагой. Но судьбы потомков богатыря Тараса Бульбы расходятся: Остап унаследовал несгибаемую волю отца, чей эпический характер формируется одним чувством — любовью к родине и ненавистью к врагу. В сердце славного витязя Андрия проникает чувство, превосходящее верность своему народу, — любовь.

Л. М. Крупчанов пишет: «Старший сын Тараса Остап по характеру во многом напоминает отца. Еще совсем молодой, только что закончивший учебу, он быстро завоевывает уважение товарищей и начинает выделяться среди них своей храбростью и находчивостью. Тарас любит его, гордится им, видя в нем родную душу не только по крови, но и по общности цели. Другая натура у Андрия. Он себялюбив, тщеславен, храбрость его в бою носит показной характер. Различие в характерах братьев, намеченное в самом начале повести, затем все более углубляется и приводит в конце концов одного из них к славному, а другого — к позорному концу».

Три героя повести, отец и два сына, показаны в гуще народной жизни и борьбы, посреди разгульного в веселии и грозного в бою запорожского воинства.

  • Художественные особенности повести.

Исследователь М. А. Вокин подробно рассматривает сочетание в повести эпического, романного и лирического начала. По мнению литературоведа, художественная природа «Тараса Бульбы» является сложной и неоднородной, так как наряду с эпическим в произведении присутствуют романное и лирическое начала. Важную роль в повести играет пейзаж, отражающий волю, благоухание, безбрежность украинской степи: «Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере.

Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!» Один из главных композиционных приемов повести — антитеза, противопоставление великого и героического мелкому и ничтожному. Кодекс казачьей чести.

Настоящий кодекс казачьей чести представляет собой основанные на исторических традициях казачества общие принципы поведения казаков, которыми им рекомендуется руководствоваться независимо от принадлежности к казачьим обществам и общественным объединениям казачества. Казаки — братство людей, исторически объединенных миссией служения Отечеству — Святой Руси, православной вере, своему государству и своему народу. Казаки все равны в правах. Честь и доброе имя для казака дороже жизни. По одному казаку судят обо всем казачестве.

Казак, следуя заветам предков, призван:

любить и защищать свое Отечество;

сохранять и укреплять казачье братство;

чтить старших, уважать старость, веру и обычаи предков;

быть здоровым духовно и физически;

беречь и приумножать свою семью;

во всех делах быть примером для своих детей;

быть храбрым, защищать слабых;

прощать своих врагов, быть грозой для врагов Отечества.

Казак в служении Отечеству также призван: Соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, способствовать своим трудом укреплению гражданского общества и государства; Знать и соблюдать законы своей страны, добросовестно и профессионально нести службу; Быть бескорыстным и честным при несении службы, помнить об ответственности за судьбу общества и государства.

  • Повесть в оценке критиков и литературоведов.

«Тарас Бульба — дивная эпопея, написанная кистию смелою и широкою, резкий очерк героической жизни младенчествующего народа, огромная картина в тесных рамках, достойная Гомера… «Тарас Бульба» есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа. Если в наше время возможна гомерическая эпопея, то вот вам ее высочайший образец, идеал и прототип!..

Если говорят, что в «Илиаде» отражается вся жизнь греческая в ее героический период, то разве одни пиитики и риторики прошлого века запретят сказать то же самое и о ‘Тарасе Бульбе» в отношении к Малороссии XVI века?.. И в самом деле, разве здесь не все козачество, с его странною цивилизациею, его удалою, разгульною жизнию, его беспечностию и ленью, неутомимостью и деятельностию, его буйными оргиями и кровавыми набегами?..

Скажите мне, чего нет в этой картине? Чего недостает к ее полноте? Не выхвачено ли все это со дна жизни, не бьется ли здесь огромный пульс всей этой жизни? Этот богатырь Бульба с своими могучими сыновьями; эта толпа запорожцев, дружно отдирающая на площади трепака, этот козак, лежащий в луже, для показания своего презрения к дорогому платью, которое на нем надето, и как бы вызывающий на драку всякого дерзкого, кто бы осмелился дотронуться до него хоть пальцем; этот кошевой, поневоле говорящий красноречивую, витиеватую речь о необходимости войны с бусурманами, потому что «многие запорожцы позадолжались в шинки жидам и своим братьям столько, что ни один черт теперь и веры неймет»; это мать, которая является как бы мимоходом, чтобы заживо оплакать детей своих, как всегда являлась в тот век женщина и мать в казацкой жизни… И это не эпопея?.. Да что же такое эпопея?..

И какая кисть, широкая, размашистая, резкая, быстрая! Какие краски, яркие и ослепительные!.. И какая поэзия, энергическая, могучая, как эта Запорожская сечь…» (В. Г. Белинский).

«Почему же Гоголь в основу повести положил трагический сюжет? Вероятно, такой разворот событий позволял полнее выявить характеры героев, их сокровенные качества. Но, полагаем, здесь была и другая причина. Обратившись к прошлому в поисках идеала, писатель не мог не видеть, что искомой гармонии человеческой жизни прошедшие века дать не могли при всем их историческом значении.

Поколение героев-воинов сыграло свою роль, но ушло, а вот что оно оставило настоящему, кроме легенд и преданий? Обратившись к современной ему жизни, писатель увидел милых, благообразных старичков (впрочем, тоже ушедших), забубенных, любящих гульнуть бурсаков, пародийные фигуры Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Но не увидел героев. Поэтому скорбное восклицание писателя, которым завершается «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», — «Скучно на этом свете, господа!» — мы вправе отнести не только к этой повести, но и ко всему сборнику «Миргород»» (Г. Я. Беленький). «Но что такое вся эпопея о Тарасе Бульбе, как не ряд гиперболических образов, где и картины Украйны, и удаль казаков, и первобытность их жизни — все изображено в преувеличенном, крайне изукрашенном виде? Идет бой и «летят головы», «снопами валятся ляхи», сияет «сабельный блеск».

Андрий целует «благовонные уста», «полный не на земле вкушаемых чувств». Полячка чувствует, что речами своими Андрий «разодрал на части ее сердце». «Ни крика, ни стона» не слышно из уст Остапа при страшной казни, «даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы». Бестрепетно стоит на костре Тарас, — и поэт восклицает: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» История Украйны только подала повод Гоголю рисовать картины какой-то героической эпохи, мечтавшейся ему» (В.Я. Брюсов).

Анализ повести «Тарас Бульба» Гоголя
Поставь оценку статье
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2018 Инфошкола