3.3
(12)

Смысл заглавия текста «Бумажная победа».

— Вспомните значение слова победа. Какое для вас лично значение имеет слово победа?

Победа. 1. Успех в битве, войне, полное поражение противника. 2. Успех в борьбе за что-нибудь, осуществление, достижение

— Подберите определения к слову «победа».
— Первая, долгожданная, неожиданная, необходимая, золотая, безоговорочная, желанная.
— Произведение, которое мы будем анализировать, названо «Бумажная победа». Такого определения у нас с вами нет. Предположите, о чём может идти речь.

Прогнозирование содержания по заглавию — важнейший этап работы по технологии критического мышления. Это один из приёмов обучения пониманию текста.

— Какое впечатление произвёл на вас текст?

— Мне очень понравился. Заставил задуматься об отношениях друг с другом.
— Вначале очень жалко главного героя и хочется, чтобы его не обижали и чтобы хоть кто-то из ребят его принял. В финале хочется плакать от непонятных чувств, ведь вроде бы всё хорошо, но сохранятся ли такие отношения между ребятами?
— Этот текст о том, как много могут сделать любящие люди. На меня особое впечатление произвела мама. Она пригласила всех ребят к Гене на день рождения, хотя они над ним издевались, но она не побоялась пустить их в свой дом и устроила праздник. Мне произведение очень понравилось.

— Определите тему и идею текста.

— Произведение Улицкой об отношениях детей в трудное послевоенное время.
— Идея его в утверждении возможности преображения человека из презренного существа, каким мы видим главного героя в начале, в нечто значимое, причастное к музыке и творчеству в конце.

— Идея — в признании и принятии человека.

Идея рассказа определяется не сразу, а в ходе работы. Необходимо по казать учащимся, что вся структура текста работает на раскрытие идеи.
Обсуждение заглавия текста.

Заглавие является сюжетообразующим, что характерно для современной литературы. Читатель как бы приглашается автором к сотворчеству по воссозданию смысла, поскольку возможна множественная интерпретация рассказа.

Учащиеся отмечают, что в заглавии содержится и некий элемент парадокса, который открывается при сопоставлении значения слов.
Победа — сущ. По значению глагола.

Слово, образованное от «побеждать», «победить кого» — осиливать, одолевать, превозмогать, побороть, смирять, покорять, подчинять себе, одержать верх, совладать; быть первым при состязании.

Бумага ассоциируется с чем-то непрочным, недолговечным. По словарю В.И,Даля, бумага — хлопчатая бумага, хлопчатка, хлопок, семянный пух растения хлопчатника, бумага писчая или разбитое в пух тряпье (льняное и пеньковое), распластанное листами

Определение жанра произведения.
Ребята легко определяют, что это рассказ.
— Почему вы так решили?
— Произведение небольшое по объёму, мало действующих лиц, нет больших описаний.

Далее выявляем особенности этого жанра.

Рассказ — малая эпическая форма художественной литературы — небольшое по охвату изображённых явлений жизни прозаическое произведение.
1. Отличается «режимом экономии»; не может быть длинных описаний.
2. Большую роль играют не детали-подробности, а детали-символы (особенно в
изображении пейзажа, портрета, интерьера).
3. Психологизм: важно не столько отразить душевный процесс во всей полноте,
сколько воссоздать ведущий эмоциональный тон, атмосферу внутренней жизни героев в данный момент.
4. В композиции рассказа очень важна концовка, которая носит характер либо сюжетной развязки, либо эмоционального финала, либо открытого финала (концовка, которая не разрешает конфликта, а лишь подчёркивает его неразрешимость).

Проследим, как наши теоретические знания реализуются в тексте.

— В какое время года происходит действие рассказа? Найдите в тексте описание
природы.

«Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья — ветошь, кости, битое стекло, — и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли … ».

«И воздух, и земля — всё было разбухшим и переполненным, а особенно голые
деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой готовой листвой».
«Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро
отточенная трава покрыла засорённый двор, и всё население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зеленым».
— Действие происходит весной. По описанию пробуждающейся при роды это, скорее всего, апрель.

Это календарный рассказ, а точнее — пасхальный. Пасхальный рассказ связан с
праздниками всего пасхального цикла – от Великого поста до Троицы и Духова дня. Пасхальный рассказ назидателен — он учит добру и Христовой любви; он призван напомнить читателю евангельские истины.

Его сюжеты — «духовное проникновение», «нравственное перерождение человека», прощение во имя спасения души, воскрешение «мертвых душ», «восстановление» человека. Обязательны два признака: приуроченность времени действия к пасхальному циклу праздников и «душеспасительное» содержание.

Типологические приметы пасхального рассказа:
— приуроченность времени действия к пасхальному циклу;
— герои — обычные люди со своими проблемами;
— пасхальный рассказ назидателен — он учит добру;
— его сюжеты — «нравственное перерождение человека», прощение во имя спасения души, «восстановление» человека;
— счастливый финал.
— Найдём в рассказе «Бумажная победа» типологические приметы пасхального
рассказа:
— действие происходит весной;
— обстановка реальная, герои — обычные люди со своими проблемами;
— рассказ назидателен — он учит добру;
— разобщённость, даже вражда детей в начале про изведения, изменение отношения детей к Гене в конце произведения;
— открытый финал.
— В чём отличие сюжетной схемы рассказа «Бумажная победа» от традиционной
схемы пасхального рассказа?
— Нет конкретной при вязки к пасхальным праздникам и открытый финал.
— Что можно сказать о композиции рассказа?
— Композиция последовательная, линейная. В основе композиции — антитеза, как и в рождественских рассказах. И опять открытый финал, как и в рассказе «Капустное чудо».
— В рассказах Улицкой финал остается открытым. Нам хочется надеяться, что главный герой рассказа «Бумажная победа» нашёл своё место среди ребят, но возможен и другой вариант: на следующий день начнётся то же самое, что мы видели в начале рассказа — полная разобщённость героев.
— А может ли быть всё таким, как прежде? Я считаю, что не может.

При анализе текста можно использовать метод «чтение с остановками».
Читаем от слов «Когда солнце растопило … » до слов «мальчика жалко».

— Каково настроение этого эпизода?

— Настроение мрачное. Это передаётся и через описание природы (чёрный зернистый снег, грязная вода, отбросы человеческого жилья, кутерьма запахов, голые деревья), и через описание главного героя (свою фамилию он ощущал «как унижение», «у него от рождения было неладно с ногами», «у него всегда был заложен нос, и он дышал ртом», «у него отца не было вообще»), и через
отношения героя с другими ребятами, которые кидались грязью в Геню и дразнили его.

— Какие чувства вызывает у нас Геня Пираплётчиков?

— Его искренне жаль. Он такой несчастный, его никто не принимает, все ребята над ним издеваются: обзывают его, кидаются в него грязью. Он противопоставлен всем остальным ребятам.

— Геня вызывает не только чувство жалости, но ещё и презрение. Он вечно сопливый, совершенно не самостоятельный и не умеющий постоять за себя: кинули в него грязью, он сразу побежал к бабушке. Хотя, конечно, трудно одному быть против всех и защищать себя. Он действительно очень несчастный.

Анализ первого предложения.
«Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья — ветошь, кости, битое стекло, — и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплётчиков».

И ветошь человеческого жилья, и грязная вода, и появление главного героя — всё в одном ряду, в одном предложении.

— Почему Улицкая сводит описание природы и появление главного героя в одно
предложение?

— Изображение при роды помогает лучше понять состояние персонажа. Показана
дисгармония в природе, и это предвосхищает изображение внутреннего мира главного героя.

— Дальше мы видим, что дисгармония не только в природе, но и между детьми: «Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались, — враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр».

— Какие приёмы использует автор для создания образа главного героя?
(Портрет, характеристику героя другими персонажами, характеристику героя через
его действия и поступки)

Портретная характеристика героя дана через детали, подробного описания нет:
прыгающая походка, всё время заложен нос, «в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под неё платком и в длинном зелёном шарфе, обмотанном вокруг шеи».

Показывая, что герой несчастен, автор использует однотипные синтаксические конструкции (сложносочиненные предложения) и анафорический повтор.
«Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.

Помимо этого, У него всегда был заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать. Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец
погиб на войне: у него отца не было вообще».

В последнем абзаце то же начало предложения «Помимо этого, у него … », но дальше Улицкая использует простые предложения. В первом предложении внимание читателя привлечено к Гене, во втором — к ребятам, в третьем появляется противительный союз но: так на уровне синтаксиса показано, что
герой отличается от других ребят, что он по другую сторону. Дальше идёт вывод: «Всё это вместе взятое делало Геню очень несчастным человеком».

— Что вы можете сказать о матери и бабушке, как они изображены?
(Прямых описаний нет. Бабушка показана более подробно: « … крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелёными и вечноголубыми цветами над ухом … Мёртвая потёртая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у неё на плече». Мёртвая потёртая лиса, вечнозелёные и вечноголубые цветы в описании говорят о какой-то застывшей, «искусственной» жизни.

«Крохотная бабуська в бурой шляпке» сама нуждается в защите. Как она может уберечь от «бандитов и воров» своего внука? Мы понимаем, что ни помочь, ни указать выход из сложной жизненной ситуации она не сможет. Единственное, что ей под силу, это завязывать внуку шарф и водить его в школу и на прогулку. Но как долго это может продолжаться?

О матери мы узнаём только из её диалога с бабушкой. Именно здесь происходит завязка произведения. «Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения».

Нелегко матери принять это решение — собрать всех в своём доме на празднование дня рождения сына, но она не видит другого выхода. Внутреннее состояние передано через детали: «хмуро отозвалась», «холодно ответила»)

— Как показан внешний мир, природа?

(Природа в ожидании весенних изменений: «И воздух, И земля — всё было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой». И эти изменения обязательно произойдут.)

Читаем от слов «Прошло две недели … до слов «К четырём часам»

— Что противопоставлено внешнему миру в этом эпизоде?

(Это дом, семья. Обстановка дома передана с помощью деталей. Пианино, книжный шкаф, ноты, маска — это предметы-символы, за ними целый мир. Пианино, ноты – это мир музыки.)

— Дайте определение музыки по словарю символов. Музыка — самое символичное из всех искусств, так как может, не используя слов и зрительных образов, оказывать влияние на человека.

Древние считали, что добро гармонично, а диссонанс вызывается влиянием зла. Они осознавали, что небесные тела исполняют космический гимн по мере своего движения по небу.

Какое значение в рассказе имеет маска Бетховена? Почему именно маска, а не
портрет, бюст?

Снова обращаемся за помощью к словарю символов. Маска — важный компонент всех культур, позволяющий человеку представить свой страх, табу или божество, наполниться его силами. Поэтому маска во всех культурах почиталась как лик, святыня. К маскам относились как к вместилищу духов или богов. Часто маска имела свой храм и охранялась приставленным для этого жрецом. Маску подарила мамина учительница.

Для Улицкой очень важна преемственность поколений. Мать можно назвать «жрецом», хранительницей, поэтому и на детей, собравшихся в её доме, так благотворно подействовала музыка.

— Задайте ваши вопросы.
— Что нового мы узнаём о главном герое?

Он умел делать из бумаги разные предметы, он был «великим мастером этого
бумажного искусства». Умел играть на пианино, что вызывает у некоторых детей «почти» восхищение.

— Как показаны ребята и отношения между ними и главным героем?

— Для передачи отношения Гени к ребятам автор использует оксюморон: «старался не думать о том, как сейчас в дом ворвутся шумные, весёлые и непримиримые враги … ».

— На ребят большое впечатление произвела игра матери на пианино: « … мама выдвинула вертящийся табурет, села за пианино и заиграла «Турецкий марш». Сестрички заворожённо смотрели на её руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется».

— Атмосфера дома — это атмосфера добра: звучит музыка, всех угощают, относятся к каждому ребёнку, как к своему («… а бабушка суетилась около каждого из ребят точно так же, как суетилась обычно около Генечки»). Всё это благотворно действует на ребят. Чтение рассказа со слов «Мать принесла сладкий сироп».

— О чём хочется спросить?
— Как представлено время и пространство в рассказе?

— Время указывается не прямо, а угадывается опосредованно: « … какая мама талантливая пианистка, и если бы не война, то она окончила бы консерваторию … », «Он давным-давно умер. Больше ста лет назад. Задолго до фашизма». Музыка, книги – это вечные ценности, поэтому можно говорить о связи времён: до войны, война, после войны, современность.

— Пространство улицы, внешнего мира (чужое, враждебное) противопоставлено
пространству дома, семьи (своё). И в это своё пространство врываются «шумные, весёлые и непримиримые враги», но они меняются, как меняется и сам главный герой. Преображения в малом мире ведут к преображению и в большом.

— С чем можно сравнить атмосферу дома, тепла, щедрости, любви?

— С храмом. Происходят изменения, преображение всех детей в этой атмосфере.
Сам Геня из сопливого, презренного существа превращается в нечто значимое, причастное к этой музыке и к этому бумажному творчеству. И выходят у него не пули, не орудия борьбы, что было привычно и понятно детям послевоенного времени, а чудо создания, которое потрясает опалённое войной детское сознание. Меняются дети: «Он словно впервые увидел их лица: не злые. Они
были совершенно не злые … ».

— Вернёмся к названию рассказа. Какая же победа: бумажная или реальная?
— Победа не бумажная, настоящая. Победил дом. Победила мама, бабуська и Геня с помощью музыки, доброты и творчества. Бумажные игрушки сделали возможной реальную победу.

3.3 / 5. 12

.