0
(0)

Мы продолжаем работать над рассказом Л.Андреева «Кусака». Тема сегодняшнего урока — проблема одиночества, способность к состраданию в рассказе Л. Андреева «Кусака».

О ком этот рассказ? Какие чувства он у вас вызвал? На прошлом уроке мы составили план рассказа.
1. Жучка — бездомная собака.
2. Люди приютили собаку.
3. Кусака «расцвела всей своей собачьей душою».
4. Лёля хочет взять собаку с собой, но не может.
5. Кусака опять одна.

Беседа по содержанию.

— В одном из пунктов плана мы отметили:
«Жучка — бездомная собака». В рассказе сказано, что у собаки не было собственного имени, и автор употребляет местоимение «она» или слово «собака». А Жучкой её называет пропойца-мужик, потому что это имя «общее всем собакам».

— Обрисуйте словами безотрадную картину жизни бездомной собаки.

— А почему важен эпизод встречи собаки с мужиком-пропойцей? (Каждому существу необходимы ласка, тепло, забота, участие. Когда собака услышала впервые в своей жизни ласковое слово, обращённое к ней, ей очень хотелось по-
дойти, она виляла хвостом, но не решалась.)

— Подумайте над предложением: «Люди приютили собаку». Так ли это? Что значит «приютить, дать приют кому-либо»? (Ответы детей.)

— А теперь дадим точное толкование этого слова.

Приют – это пристанище, прибежище, место, где можно спастись от чего-нибудь или
отдохнуть.

— Сравните со словом «приютиться» — найти себе убежище, приют.

— Подумайте: люди приютили собаку или собака сама приютилась на даче этих людей?

Найдите подтверждение своему ответу в тексте рассказа.

— Люди просто позволили собаке жить на их дачном участке, но по-настоящему никто не интересовался Кусакой.

— Но всё-таки жизнь рядом с людьми, которые не обижали собаку, лучше бездомной жизни. Мало получила Кусака истинной заботы, ласки, любви, но и это малое изменило её до неузнаваемости. Как? (Ответы.)

— Предлагаю подумать над пунктом: «Лепя хочет взять собаку с собой, но не может». Что мешает Лёле взять собаку? (Ответ находим в словах матери.)

— Прокомментируйте слова матери: «А это что — дворняжка». (Мать девочки не ссылается ни на жилищные условия, ни на материальные трудности, ни на состояние здоровья членов семьи, а лишь на то, что Кусака обычная дворняжка. Это и сыграло злую роль в судьбе собаки.)

— Как же отнеслась к этому Лёля, которая когда-то говорила, что любит Кусаку?

— Что же случилось? Слова не соответствуют чувствам? Неискренне любим, неискренне печалимся! Хотим казаться добрыми и заботливыми? И бываем добрыми и заботливыми лишь тогда, когда не надо прилагать никаких усилий. А если для доброго дела необходимо приложить некоторые усилия: убедить маму
взять непородистую собаку?

— О чём говорит то, что только на вокзале Лёля вспомнила, что не простил ась с Кусакой? (Её истинное отношение к собаке, степень её привязанности к ней.)

— А что же Кусака? (Собака долго металась, разыскивая исчезнувших людей, отважилась подняться на террасу, заглянуть в стеклянную дверь и даже поскребла когтями.)

— Что придало смелости Кусаке проделать все эти «новые для неё штучки»? (Страх оказаться опять одной, никому не нужной.)

— Как заканчивается рассказ? (Собака жалобно и громко завыла, «собака выла ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно)

— Что хотел автор сказать этим: «выла ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно»?

(Мы почувствовали отчаяние собаки. У неё не осталось никаких надежд.)
— О чём выла собака? Расскажите, что слышится вам в вое собаки.

— В рассказе дачники названы «добрыми людьми». Согласны вы с этой характеристикой? Что доброго сделали эти люди? (Они просто не делали зла … А делать добро и не делать зла — это не одно и то же.)

— О добрых людях и о своих надеждах на добрых людей говорил и мужик-пропойца, он же «вспомнил все обиды, нанесённые ему добрыми людьми». Что такое добро и зло? (Ответы учеников.)

— Давайте посмотрим толкование этих слов в словаре.

Добро — доброе дело, добрые поступки. Зло — дурное, греховное, вредное; противоположное добру.

— Опираясь на свой личный опыт, приведите примеры добрых дел и поступков. (Ответы учащихся.)

Итог урока:

— Итак, определяем тему произведения. О чём этот рассказ? (Об отношении человека к животным.)

Тема: отношение человека к животным.

— Какую проблему ставит перед нами автор? (Проблему ответственности человека перед животными, перед теми, кого мы приручаем.)

— Произведение относится к жанру «рассказ».

0 / 5. 0

.