4.6
(12)

В рассказе «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин  противопоставляет невежество и беспомощность правящих кругов смекалистости и деятельности простого народа.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Сказка построена на контрасте положительного (в лице мужика) и отрицательного (на примере двух генералов).

Проблематика:
⦁ взаимоотношения между разными слоями общества, народом и властью;
⦁ угнетение и обирание крестьянства царскими чиновниками и помещиками даже после отмены крепостного права.

Сказочный зачин:
«Жили да были два генерала … »

Завязка:

Два генерала оказываются на необитаемом острове.

Кульминация:

Встреча генералов с мужиком. Он их кормит, строит корабль, на котором все трое плывут в Петербург.

Развязка:

«Счастливый» конец: генералы возвращаются к своей обеспеченной жизни в Петербурге, получают большую сумму денег, а мужик —
«рюмку водки да пятак серебра».

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ

Образы Характеристика, роль в произведении
Генералы• глупые, беспомощные, ленивые, привыкшие жить чужим трудом;
• высокомерные и грубые, заботятся лишь о своём благосостоянии
Мужик (народ) • трудолюбивый, смекалистый, ловкий, выносливый;
• может найти выход из любой ситуации, нигде не пропадёт;
• терпит унижения, безропотно подчиняется слабым и глупым генералам;
• собственными руками делает себе при вязь;
• считает грубое отношение к себе и мизерную плату справедливыми

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ 

⦁ Тема: народ и власть.
⦁ Идея: паразитирующая власть купается в золоте, а простой народ — кормилец и труженик — бедствует и остаётся ни с чем.

Такое положение будет сохраняться до тех пор, пока народ не перестанет добровольно заковывать себя в кандалы, но его сознание
совсем ещё не готово к свободе.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

⦁ В форму сатирической сказки спрятано общественно-политическое содержание.
⦁ Положительный герой — трудолюбивый мужик — тоже высмеивается.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Сочетание реального и фантастического: на необитаемом острове находят номер «Московских ведомостей», мужик в пригоршне варит суп.
⦁ Ирония: мужик переживает, угодил ли генералам; сильный «мужичина» безропотно покоряется слабым и глупым генералам; нарвав им «по десятку самых спелых яблоков», себе берёт «одно, кислое»; малую плату за труд считает справедливой.
⦁ Смешанный стиль речи: фольклорные обороты, разговорные и канцелярские слова.
⦁ Алогизм: генералы не знают, что булки пекут из муки.

В своих диалогах генералы говорят о еде и о вещах самых простых: о том, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растёт», «отчего солнце прежде восходит, а потом заходит, а не наоборот», о том, как найти запад и восток. Разговоры генералов показывают их полное невежество.

Найдя мужика, который «от работы отлынивает», они сначала набросились на него с руганью: «Негодованию генералов предела не было», — но затем сменили гнев на милость. Об этой милости писатель говорит с горькой иронией: « … напёк столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»»

Радость генералов от «усердия» «любезного друга» сменилась новой милостью: они привязали мужика верёвкой к дереву, «чтоб не убёг». И, наконец, самая большая милость, на которую они были способны, — выслали они мужику «рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!».

Автор хочет этим сказать, что люди, которые сами не трудились, не способны оценить, что такое настоящий труд. Писатель хочет подчеркнуть несправедливость отношения правящих кругов к трудовому народу.

Автор смеётся и над генералами, и над мужиком, но смех этот разный, он выражает различное отношение автора к своим героям. Над генералами писатель смеётся зло, даже издевается над их беспомощностью, неспособностью к действию и в то же время над их самомнением, над сознанием важности собственного существования.

Салтыков-Щедрин показывает, как близко под тонким слоем цивилизованности лежит у них звериный инстинкт.

Отношение автора к «мужичине» совершенно иное. Салтыков-Щедрин восхищается его способностью выполнять любую работу в самых тяжёлых условиях, его изобретательностью и настойчивостью, и в то же время словно недоумевает, глядя на его покорность и безропотность: как можно дать привязать себя той верёвкой, которую ты сам свил?

Как можно позволить истинным тунеядцам ругать себя за лень и безделье, и в то же время кормить и поить их? Истинная горечь звучит в заключительных словах «Повести … »: «Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» Этот смех можно назвать смехом сквозь слёзы. И тех и других.

4.6 / 5. 12

.