В рассказе «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин противопоставляет невежество и беспомощность правящих кругов смекалистости и деятельности простого народа.
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
Сказка построена на контрасте положительного (в лице мужика) и отрицательного (на примере двух генералов).
Проблематика:
⦁ взаимоотношения между разными слоями общества, народом и властью;
⦁ угнетение и обирание крестьянства царскими чиновниками и помещиками даже после отмены крепостного права.
Сказочный зачин:
«Жили да были два генерала … »
Завязка:
Два генерала оказываются на необитаемом острове.
Кульминация:
Встреча генералов с мужиком. Он их кормит, строит корабль, на котором все трое плывут в Петербург.
Развязка:
«Счастливый» конец: генералы возвращаются к своей обеспеченной жизни в Петербурге, получают большую сумму денег, а мужик —
«рюмку водки да пятак серебра».
ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ
Образы | Характеристика, роль в произведении |
Генералы | • глупые, беспомощные, ленивые, привыкшие жить чужим трудом; • высокомерные и грубые, заботятся лишь о своём благосостоянии |
Мужик (народ) | • трудолюбивый, смекалистый, ловкий, выносливый; • может найти выход из любой ситуации, нигде не пропадёт; • терпит унижения, безропотно подчиняется слабым и глупым генералам; • собственными руками делает себе при вязь; • считает грубое отношение к себе и мизерную плату справедливыми |
ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
⦁ Тема: народ и власть.
⦁ Идея: паразитирующая власть купается в золоте, а простой народ — кормилец и труженик — бедствует и остаётся ни с чем.
Такое положение будет сохраняться до тех пор, пока народ не перестанет добровольно заковывать себя в кандалы, но его сознание
совсем ещё не готово к свободе.
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
⦁ В форму сатирической сказки спрятано общественно-политическое содержание.
⦁ Положительный герой — трудолюбивый мужик — тоже высмеивается.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
⦁ Сочетание реального и фантастического: на необитаемом острове находят номер «Московских ведомостей», мужик в пригоршне варит суп.
⦁ Ирония: мужик переживает, угодил ли генералам; сильный «мужичина» безропотно покоряется слабым и глупым генералам; нарвав им «по десятку самых спелых яблоков», себе берёт «одно, кислое»; малую плату за труд считает справедливой.
⦁ Смешанный стиль речи: фольклорные обороты, разговорные и канцелярские слова.
⦁ Алогизм: генералы не знают, что булки пекут из муки.
В своих диалогах генералы говорят о еде и о вещах самых простых: о том, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растёт», «отчего солнце прежде восходит, а потом заходит, а не наоборот», о том, как найти запад и восток. Разговоры генералов показывают их полное невежество.
Найдя мужика, который «от работы отлынивает», они сначала набросились на него с руганью: «Негодованию генералов предела не было», — но затем сменили гнев на милость. Об этой милости писатель говорит с горькой иронией: « … напёк столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»»
Радость генералов от «усердия» «любезного друга» сменилась новой милостью: они привязали мужика верёвкой к дереву, «чтоб не убёг». И, наконец, самая большая милость, на которую они были способны, — выслали они мужику «рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!».
Автор хочет этим сказать, что люди, которые сами не трудились, не способны оценить, что такое настоящий труд. Писатель хочет подчеркнуть несправедливость отношения правящих кругов к трудовому народу.
Автор смеётся и над генералами, и над мужиком, но смех этот разный, он выражает различное отношение автора к своим героям. Над генералами писатель смеётся зло, даже издевается над их беспомощностью, неспособностью к действию и в то же время над их самомнением, над сознанием важности собственного существования.
Салтыков-Щедрин показывает, как близко под тонким слоем цивилизованности лежит у них звериный инстинкт.
Отношение автора к «мужичине» совершенно иное. Салтыков-Щедрин восхищается его способностью выполнять любую работу в самых тяжёлых условиях, его изобретательностью и настойчивостью, и в то же время словно недоумевает, глядя на его покорность и безропотность: как можно дать привязать себя той верёвкой, которую ты сам свил?
Как можно позволить истинным тунеядцам ругать себя за лень и безделье, и в то же время кормить и поить их? Истинная горечь звучит в заключительных словах «Повести … »: «Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» Этот смех можно назвать смехом сквозь слёзы. И тех и других.
О нет! Не правда! Дураки!!!!
Дараки? Нет,это ты дура похоже! Надо самой писать, а не по сайтам лазать,и писать, что дураки! Сама напиши, а потом сравни и посмотрим кто дураки!
Это не анализ! (Наверн)
Нармальное, лучше нигде не видела!
С вылержками из текста.