5
(3)

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РАССКАЗА «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»

  • 1894 г. — работа над рассказом, который относится к романтическому периоду творчества М. Горького.
  • 1895 г. — публикация в «Самарской газете». В рассказе отразились впечатления писателя о путешествии по Южной Бессарабии.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Два рассказчика:

  • автор-повествователь (размышляет над услышанным, делает оценки);
  • старуха Изергиль (рассказывает легенды и историю своей жизни).

Структурно выделяются три части.

  • Легенда о сыне орла Ларре

Гордый и эгоистичный сын женщины и орла возвращается к людям, но он презирает их законы, убивает дочь старейшины за отказ от его любви. Ларру обрекают на вечное изгнание, а Бог наказывает его невозможностью умереть.

  • Рассказ Изергиль о своей жизни

Неудавшаяся жизнь Изергиль была полна любовных похождений. Некогда роковая красавица, она безжалостно относилась к поклонникам, но, когда полюбила сама, рисковала жизнью ради спасения любимого из плена и тоже была отвергнута. Легенды о Ларре и Данко носят фантастический характер, но рассказ Изергиль имеет все черты реализма.

  • Легенда о Данко

Юноша вывел людей из тьмы леса, освещая путь своим горящим сердцем, вырванным из груди, но умер и был забыт теми, кого спас.

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ РАССКАЗА ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»:

  1. Ларра
    ⦁ сын орла, считает себя во всём правым, не считается с мнением
    людей и делает то, что хочет;
    ⦁ свободен и одинок;
    ⦁ на первое место ставит личные потребности;
    ⦁ воплощение человеческой гордости;
    ⦁ совершает преступление;
    ⦁ сверхчеловек, сверхгерой, который в итоге повержен собственным пороком
  2. Изергиль
    ⦁ воплощение сильной личности в реальности;
    ⦁ жила страстями, горда и свободолюбива;
    ⦁ жаждала приключений и острых ощущений;
    ⦁ любила много мужчин: некоторых бросала, ради других была готова совершить преступление, рискнуть собственной жизнью;
    ⦁ восхищается людьми, которые способны на подвиги;
    ⦁ похожа на героев, о которых рассказывала
  3. Данко
    ⦁ идеал мужества, чести и отваги;
    ⦁ на первое место ставит счастье и благополучие людей;
    ⦁ совершает подвиг;
    ⦁ ценит свободу, никем не понят, одинок;
    ⦁ сверхчеловек, герой, который ценой собственной жизни спасает людей

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Темы: свобода, переходящая во вседозволенность; любовь; смысл жизни: самопожертвование, эгоизм или гордость; роль человека в социуме, времени.

Идея: от образа эгоиста Ларры через образ старухи Изергиль (идея гедонизма) к образу альтруиста Данко раскрывается идея истинной ценности жизни человека, смысла его существования. Можно жертвовать собой ради других, совершать подвиги, а можно считать себя избранным и лишиться уважения и людской памяти.

Гедонизм — философское направление этики, считающее радость и удовольствие высшим благом. Наслаждение в понятии гедонизма часто используется в негативном смысле для описания материального, корыстного взгляда на жизнь.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

Рассказ в рассказе (две сюжетно изолированные легенды связаны образом и историей жизни рассказчика, комментируются героями).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СРЕДСТВА

  • Использование легенд в канве рассказа.
  • Герои — яркие, гордые личности, черты их характеров гипертрофированы.
  • Аллегория: образы пылающего сердца, орёл, тёмный лес и т. д.
  • Антитеза: противопоставление первой и третьей части, образов Ларры и Данко.

СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

Образ бунтаря, романтического героя изображён в поэмах «Мцыри» М. Ю. Лермонтова, «Цыганы» и «Кавказский пленник» А. С. Пушкина.

5 / 5. 3

.