ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РАССКАЗА «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»
- 1894 г. — работа над рассказом, который относится к романтическому периоду творчества М. Горького.
- 1895 г. — публикация в «Самарской газете». В рассказе отразились впечатления писателя о путешествии по Южной Бессарабии.
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
Два рассказчика:
- автор-повествователь (размышляет над услышанным, делает оценки);
- старуха Изергиль (рассказывает легенды и историю своей жизни).
Структурно выделяются три части.
- Легенда о сыне орла Ларре
Гордый и эгоистичный сын женщины и орла возвращается к людям, но он презирает их законы, убивает дочь старейшины за отказ от его любви. Ларру обрекают на вечное изгнание, а Бог наказывает его невозможностью умереть.
- Рассказ Изергиль о своей жизни
Неудавшаяся жизнь Изергиль была полна любовных похождений. Некогда роковая красавица, она безжалостно относилась к поклонникам, но, когда полюбила сама, рисковала жизнью ради спасения любимого из плена и тоже была отвергнута. Легенды о Ларре и Данко носят фантастический характер, но рассказ Изергиль имеет все черты реализма.
- Легенда о Данко
Юноша вывел людей из тьмы леса, освещая путь своим горящим сердцем, вырванным из груди, но умер и был забыт теми, кого спас.
ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ РАССКАЗА ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»:
- Ларра
⦁ сын орла, считает себя во всём правым, не считается с мнением
людей и делает то, что хочет;
⦁ свободен и одинок;
⦁ на первое место ставит личные потребности;
⦁ воплощение человеческой гордости;
⦁ совершает преступление;
⦁ сверхчеловек, сверхгерой, который в итоге повержен собственным пороком - Изергиль
⦁ воплощение сильной личности в реальности;
⦁ жила страстями, горда и свободолюбива;
⦁ жаждала приключений и острых ощущений;
⦁ любила много мужчин: некоторых бросала, ради других была готова совершить преступление, рискнуть собственной жизнью;
⦁ восхищается людьми, которые способны на подвиги;
⦁ похожа на героев, о которых рассказывала - Данко
⦁ идеал мужества, чести и отваги;
⦁ на первое место ставит счастье и благополучие людей;
⦁ совершает подвиг;
⦁ ценит свободу, никем не понят, одинок;
⦁ сверхчеловек, герой, который ценой собственной жизни спасает людей
ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Темы: свобода, переходящая во вседозволенность; любовь; смысл жизни: самопожертвование, эгоизм или гордость; роль человека в социуме, времени.
Идея: от образа эгоиста Ларры через образ старухи Изергиль (идея гедонизма) к образу альтруиста Данко раскрывается идея истинной ценности жизни человека, смысла его существования. Можно жертвовать собой ради других, совершать подвиги, а можно считать себя избранным и лишиться уважения и людской памяти.
Гедонизм — философское направление этики, считающее радость и удовольствие высшим благом. Наслаждение в понятии гедонизма часто используется в негативном смысле для описания материального, корыстного взгляда на жизнь.
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
Рассказ в рассказе (две сюжетно изолированные легенды связаны образом и историей жизни рассказчика, комментируются героями).
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СРЕДСТВА
- Использование легенд в канве рассказа.
- Герои — яркие, гордые личности, черты их характеров гипертрофированы.
- Аллегория: образы пылающего сердца, орёл, тёмный лес и т. д.
- Антитеза: противопоставление первой и третьей части, образов Ларры и Данко.
СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
Образ бунтаря, романтического героя изображён в поэмах «Мцыри» М. Ю. Лермонтова, «Цыганы» и «Кавказский пленник» А. С. Пушкина.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.