3.1
(8)

В этом рассказе Тургенев нарисовал прекрасный; чисто русский образ смиренного страдания и покорности воле Божьей. Автор рассказывает, как он однажды зашел в уединенную усадьбу и здесь в отдаленном сарае увидел больную женщину, которая неподвижно лежала на постели. в этой женщине автор узнал бывшую горничную Лукерью, которая раньше была красавицей и имела любимого жениха. Лукерья внезапно подверглась такой болезни, которая иссушила ее и навсегда при ковала к постели.

Жених, конечно, оставил ее и женился на другой, а Лукерья с тех пор лежала несколько лет одна, заброшенная, без всякого ухода. Но она нисколько не жаловалась на свое тяжелое положение. Душа ее освободилась от всех страстей; у нее не было ни злобы, ни зависти, ни ревности; себе она ничего не желала, а только заботилась о других. На вопрос автора, не нужно ли ей чего, Лукерья ответила: «ничего мне не нужно, всем довольна, слава Богу … А вот вам бы, барин, матушку вашу уговорить: крестьяне здешние бедные, хоть бы малость оброку с них она сбавила! Земли у них недостаточно, угодий нет .. Они бы за вас Богу помолились … А мне ничего не нужно, всем довольна».

Когда автор удивился ее терпению, Лукерья смиренно ответила: «Эх, барин! Что вы это? Какое такое терпение? Вот Симеона Столпника терпение было точно великое: тридцать лет на столбу простоял». Лукерья весьма религиозна, она постоянно читает молитвы, в которых не ропщет на Бога, а только благодарит Его за жизнь и «крест». Смерти она не боится и радостно просит ее взять к себе. За несколько дней до смерти она видела ее во сне …

В лице героини рассказа «Живые мощи» Тургенев показал, до какого духовного просветления доходят лица из народа. Героиня рассказа — молодая девушка Лукерья, была красавицей, веселой и бойкой; она любила своего жениха и была им любима. Однажды, оступившись, она падает вниз с крыльца и после этого начинается с ней какая то особенная болезнь: она сохнет, перестает владеть ногами и затем окончательно костенеет. Автор находит ее в плетенном сарайчике близ пасеки, где она проводит лето.

Несмотря на перенесенные ею страдания и настоящее тяжелое положение, она и не думает падать духом — напротив, она кажется даже довольной своим положением, поет песни, любуется природой в ее разнообразных проявлениях — следит за тем, как липа или гречиха зацветают, как пчелы по пасеке летают, как ласточки гнезда вьют и т.д. Когда автор дивится ее терпению, она замечает, что ее терпение ничто в сравнении с терпением Иоанна Столпника или Жанны ДАрк, предание о которой она передает. Она глубоко религиозна, видит пророческие сны, Христа, иногда и свою собственную смерть; последней она совсем не боится, она ждет ее, как какой-то радости …

3.1 / 5. 8

.