5
(1)

Обсуждение вопросов по роману Бунина «Жизнь Арсеньева»: 
— В чем автобиографичность романа?
— В чем особенности изображения времени и пространства в романе?
— Какие чувства испытывает юный герой?
— Найдите портретные характеристики эпизодических героев. Какова их роль?
— Как создается атмосфера праздничности в описании первого дня в гимназии?
— Дайте комментарий к изобразительно-выразительным средствам на примере главы XV второй книги, главы VIII третьей книги.
— Как вы оцениваете реакцию отца героя на его уход из гимназии?
— Какие черты характера отца герой романа стал замечать в себе?

Обратим внимание на время, изображенное в романе. В начале главы XI первой книги бегло перечисляются дни, недели, месяцы, времена года. Эта градация «уплотняет время», тогда как эпизод, описанный ниже, «растягивает» его.

Здесь важен образ зеркала, которое удивило героя возможностью взгляда на себя самого со стороны. Пространство удваивается зеркалом. Отстраненность подчеркивается описанием мальчика в зеркале «как постороннего» .

Главное чувство, несколько раз повторенное автором, — «испуганное удивление». Удивление перед жизнью, открывающейся разными сторонами, несущей все новые, часто нелегкие, познания, мысли и чувства. Рядом стоят образы жизни, болезни, смерти.

Образы пространства и времени в главе XIV первой книги: мир средневековья, мир путешествий и дальних стран, созданный на основе рыцарских и приключенческих романов богатым воображением мальчика, — более реален, чем тот, в котором он жил.

Выдуманный мир изучен и воспроизведен до мельчайших подробностей, позволяющих осязать, обонять, видеть, слышать созданное воображением.

Контраст между яркой, книжной реальностью и бедностью подлинной жизни подчеркивается повтором: «в тамбовском поле, под тамбовским небом». Образ поля и неба повторяется и в главе XVI первой книги: это фольклорный образ «чистого поля», простора, беспредельности. Поле и небо здесь как чистые листы, на которых мальчик создавал в своих фантазиях чудесный, красочный, увлекательный мир.

Писатель показывает, как меняется со временем восприятие героя, как разочаровывается он в том, что еще недавно казалось сказочным: это уходит детство с его бесконечной способностью удивляться и очаровываться.

Отметим точность и лаконичность портретных характеристик: директор гимназии, «похожий на гиену»; портной, «маленький
коротконогий человечек», удививший мальчика «быстротой
речи»; женщина «с приторно-белым и томным лицом».

Память запечатлела лица, которые уже не возникнут на страницах рома-на, но благодаря описаниям этих героев создается достоверность, «вещественность» жизни, эпохи.

Первый день в гимназии, точнее утро, описано солнечным, веселым. Но это описание лишь подчеркивает контраст с «ужасным» вечером. Восклицательная интонация, повторы, уменьшительные суффиксы, бессоюзное перечисление однородных членов, «светлая» лексика делают описание первого гимназического утра праздничным.

Следующие затем серые будни тем томительнее и печальнее, чем ярче первые, свежие впечатления . Лексика второй половины главы резко отличается от первой: «тупо, казенно», «серые, незначительные», «страшно молчалив», «печально и тихо», «грустное и неохотное».

Глава XV второй книги построена на образном параллелизме: юность, расцвет жизни героя сопоставляются с расцветом дерева. Про читаем выразительно фрагмент со слов «Удивителен весенний рассвет дерева» до конца главы. Отметим эмоциональные повторы: «первая туча, первый гром, первый теплый ливень»; живописную лексику, позволяющую зримо увидеть, почувствовать весеннее обновление, его «волшебство» и «диво», значительность цитаты из Пушкина, восклицательную, радостную, восхищенную интонацию.

Прокомментируем афоризмы отца героя: «Нельзя жить плакучей ивой»; «Жизнь все-таки великолепная вещь» — в связи с решением героя заняться словесным творчеством.

В главе VIII третьей книги найдем примеры звукописи и цветописи. Отметим риторические фигуры (вопросы и восклицания), назывные предложения, параллельную связь между предложениями (одинаковое построение предложений: «Вот я просыпаюсь», «Вот … я вспоминаю», «Вот весенние сумерки», «Вот уже совсем темно»), обилие стихотворных цитат, показывающих, насколько органично вошла русская поэзия в жизнь героя.

5 / 5. 1

.