5
(1)

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

В стихотворении М. Ю. Лермонтова продолжена тема пушкинского пророка, недаром оно начинается с пушкинской концовки:
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка …

А. С. Пушкин в своём «Пророке- аллегорически изобразил преображение духовного облика человека в борьбе с собственными
пороками. М. Ю. Лермонтов показывает уже преображённого героя, его «Пророк» — словно продолжение пушкинского сюжета, но
лишённое пушкинского оптимизма.

У Пушкина поэт, находясь в одиночестве, готовит-ся к служению людям. У М. Ю. Лермонтова пророк изображён среди людей, в обществе, основной акцент сделан уже не на внутреннем, а на внешнем конфликте мыслящего человека со средой.

Композиционно лермонтовское стихотворение делится на три части.

Часть 1
Жизнь и деятельность поэта до ухода в пустыню, непонимание его окружающими:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Часть 2
Поэт в пустыне, где находит понимание с природой:
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня …

Часть 3
Оскорбления невежественной толпы в адрес провидца:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!

В основе стихотворения лежит антитеза противопоставление поэта и толпы.

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Тема: поэт и толпа.
⦁ Идея: поэт — пророк, но он никогда не будет понят людьми. И хотя он обречён на одиночество, всё же остаётся верен своему предназначению.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Эпитеты: любви и правды чистые ученья, божья пища, шумный град, вечный судия, самолюбивая улыбка.
⦁ Библейская лексика: пророк, очи, завет Предвечного, тварь земная.
⦁ Анафора: «Смотрите: вот пример для вас!», «Смотрите ж, дети, на него», «Смотрите, как он наг и беден».

Лермонтов создал целый ряд стихов, в которых высказал своё поэтическое кредо. Это «Кинжал» (1838), «Поэт» (1838), «Не верь себе» (1839), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840). «Пророк» — последнее стихотворение, завершающее в его творчестве тему поэта и поэзии. При жизни Лермонтова оно опубликовано не было.

В этом произведении поэт пытается осмыслить пройденный им путь. И совсем не случайно оно связано со знаменитым стихотворением А. С. Пушкина «Пророк (1826).

Стихотворение Лермонтова является не только продолжением и развитием тех же тем и идей, но и своеобразным полемическим ответом Пушкину. Так же, как и его великий предшественник, Лермонтов основывается на библейском тексте, но избирает другую книгу Библии — книгу Пророка Иеремии, которая следует за книгой Пророка Исайи, видение которого составляет сюжетную основу стихотворения Пушкина.

Пушкин в «Пророках» показал поэта до того, как тот приступил к своему высокому служению. Лермонтов продолжил наблюдение за судьбой поэта-избранника. Он изобразил судьбу поэта, осмеянного за свою проповедь, судьбу того, кто, вняв «гласу Бога», явился в мир «глаголом жечь сердца людей».

Композиционно стихотворение делится на две части: первая часть — жизнь поэта до ухода в пустыню; вторая часть — поэт в пустыне. Лермонтов подчеркнуто начинает своего «Пророка» с того момента, на котором остановился его предшественник. Начало прямо соотнесено с последними строками стихотворения Пушкина.

Оба стихотворения поднимают тему поэта и поэзии. В каждом из них миссия поэта — пророческое служение; для обоих авторов эти произведения являются программными. Но при всём сходстве они во многом различны.

Своё стихотворение Лермонтов писал в последние месяцы жизни. Будто предчувствуя свою гибель, он оглядывался на уже пройденный путь и горько признавал: У него нет надежды на признание потомков и нет уверенности в том, что годы творчества не прошли даром. А в глазах людей он читал «страницы злобы и порока»:

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья …

Легко понять, о какой правде говорит поэт. Его правда обличала самодержавный строй и крепостничество. Он был окружен злословием и недоброжелателями и чувствовал себя очень одиноким:

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу …

в пустыне нашёл поэт свой последний приют. В библейском смысле пустыня всегда была символом страдания и очищения. Пушкинский пророк оказался в пустыне, «духовной жаждою томим».

Лермонтовский пророк тоже получает своеобразное утоление жажды. Люди не слушали его в городе, а в пустыне ему не только «тварь покорна … земная», но его слушают звёзды, «лучами радостно играя».

При явном сюжетном соотнесении особенно видна разница в пути, который проделывает каждый из пророков. ·Композиция стихотворения Пушкина — это движение пророка из «пустыни мрачной» к людям.

Пророк Лермонтова, наоборот, поначалу провозглашал «любви и правды чистые ученья», а затем, посыпав «пеплом главу», бежал из городов в пустыню. Так, в стихотворении у Лермонтова, по сравнению с Пушкиным, создано обратное движение.

Ещё заметнее идейно-тематическое различие этих двух произведений. Оба стихотворения заканчиваются обращением, оформленным в виде прямой речи. Но у Пушкина это призыв Божьего гласа, который посылает пророка на его служение, а у Лермонтова — призыв «старцев» к молодому поколению, к «детям»: отречься от пророка и не следовать ему.

Почему в стихотворении Лермонтова всё происходит совсем не так в отношениях поэта-пророка и общества, как предполагалось в пушкинском «Пророке»? Люди не поняли и не приняли пророка? Или же сам пророк оказался не способен исполнить свою великую миссию?

Эти вопросы очень волнуют Лермонтова. Путь у каждого пророка свой. Но главное для обоих — несмотря ни на что нести свой крест, выполнять свою тяжкую миссию, свято хранить «завет Предвечного».

Создавая своего «Пророка: как продолжение пушкинского, Лермонтов сознательно выбирает похожие средства художественной выразительности.

Стремясь сохранить стиль пушкинского «Пророка» , он пользуется устаревшими словами (судия, град. глава, очи, каменья; вводит библейскую лексику (пророк, завет Предвечного, тварь земная), включает в текст торжественные эпитеты, которые придают стихотворению черты высокого стиля.

Автор использует приём антитезы (противопоставления), когда рассказывает об отношениях пророка с природой и людьми.

Только природа принимает изгнанника. Только общение с ней приносит ему душевный покой:

и звёзды слушают меня,
Лучами радостно играя …
А среди людей поэту тяжко — они смеются над его незащищённостью и нищетой:
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!

Восклицательные предложения в двух завершающих строфах звучат вызовом — это момент наивысшего напряжения. В отличие от Пушкина Лермонтов использует также средства иронии, когда изображает толпу, не признающую и изгоняющую пророка (старцы говорят «с улыбкою самолюбивой» ).

В ритмике двух стихотворений, несмотря на одинаковый размер — четырёхстопный ямб, — тоже чувствуется разница. Пушкинское стихотворение звучит плавно и торжественно.

Это достигнуто не только выбором высокой лексики, но и особым фонетическим строем — у Пушкина преобладают звонкие согласные и гласный о. У Лермонтова в тексте больше взрывных согласных (посыпал пеплом; в пустыне), что создаёт напряжённость и прерывистость звучания. А преобладание гласного у определяет печальную интонацию (в пустыне я живу; угрюм и худ).

Продолжая пушкинскую идею поэта-пророк, а Лермонтов внёс в её трактовку при сущее ему трагическое мировосприятие. Пушкин и Лермонтов заложили основу особого понимания искусства и назначения поэта, которое отличает русскую литературу.

«Поэт в России — больше, чем поэт», — это подтверждается последующим развитием русской литературы и творчеством Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Блока, В. Маяковского и многих других писателей и поэтов, каждый из которых по-своему понимал свою задачу в литературе, но никогда не отказывался от высокого служения истине.

5 / 5. 1

.