3.3
(6)

Жанр: элегия.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Композиционно стихотворение «Выхожу один я на дорогу»делится на две части: первая — это пейзаж, вторая — описание чувств лирического героя. Обе части противопоставлены.

Композиция кольцевая: финал стихотворения соответствует его началу — там вновь возникает гармоничная, умиротворённая картина
природы, и резкость контраста смягчается.

1-я строфа
Описание природы, её внеземной сущности:

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.

2-я строфа
Лирический герой задаёт себе вопросы о жизни, стремлениях, предчувствии:  «Что же мне так больно и так трудно?»

З-5-я строфы
Он ничего не ждёт, жаждет вечного покоя, однако хочет жить и после смерти:

Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь…

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Олицетворения: пустыня внемлет Богу, звезда с звездою говорит, дремали жизни силы.

Эпитеты: ночь тиха, кремнистый путь, холодным сном.

Метафоры: спит земля в сиянье голубом, холодный сон могилы.

Оксюморон: светлая печаль.

⦁ Лексика высокого стиля: пустыня внемлет Богу.

⦁ Инверсия: уж не жду от жизни ничего я, спит земля в сияньи голубом.

⦁  Риторические вопросы:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

• Анафора:
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь.

• Восклицания:
В небесах торжественно и чудно!
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

• Ассонанс и аллитерация:
Но не тем холодным сном могилы.

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Темы: одиночество, смысл жизни.
Идеи: осознание конечности пути, желание обрести покой.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» было написано летом 1841 года, за несколько дней до дуэли и гибели поэта. Жанр — лирический монолог. Композиционно оно делится на две части. Начинается стихотворение с прекрасного описания природы — ночного пейзажа. Изображённый здесь мир полон гармонии. Пейзаж простой и в то же время величественный:

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит …

Во второй части дается описание чувств лирического героя. Две эти части противопоставлены, потому что в человеке гармонии нет — он полон беспокойства, муки и даже отчаяния:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Но финал соответствует началу — там снова возникает гармоничная, умиротворенная картина и говорится о желании лирического героя навсегда слиться с природой.

Во многих стихотворениях М. Ю. Лермонтова звучат мотивы грусти и одиночества: «Утес е , «На севере диком стоит одиноко», «Парус», «И скучно, и грустно, и некому руку подать … ». Но особенно ощутим этот мотив в стихотворении «Выхожу один я на дорогу … » . Да и всё стихотворение состоит из знаковых для Лермонтова мотивов и символов.

В первой строфе — это мотив одиночества, странничества. Дорога здесь — это жизненный путь героя, который каждому предопределён свыше, и на этой дороге каждый человек одинок. Дорога лирического героя трудна — «кремнистый путь».

Заметен также тревожный мотив неизвестности, неопределённости — герой видит свой путь «сквозь туман » , Далее поэт обращается к небесам, «голубому сиянию», а затем к другому космосу — к своей душе.

В последних строчках звучит мотив прошлого и будущего. В будущем лирический герой хотел бы только «свободы и покоя», обрести которые можно, забывшись и заснув.

Так в стихотворение вводится тема смерти. Но эта тема не получает развития, оказывается, что сон — это не смерть, а светлая и прекрасная мечта. И всё в этом сне говорит о жизни, а не о смерти — сладкий голос, поющий о любви, тихое дыханье героя, его чуткий слух.

К тому же появляется образ зеленеющего и могучего дуба — символа крепости жизни и её вечности. Красота и благодать природы в первой части подчеркнуты выразительными средствами языка.

Лермонтов  использует метафоры (звезда с звездою говорит); олицетворения (пустыня я внемлет. Вагу; спит земля). Мотив душевного разлада и одиночества героя задан цепочкой риторических вопросов: «Что же мне так больно и так трудно? / Жду ль чего? жалею ли о чем?»; инверсией: «Уж не жду от жизни ничего я»; восклицательными предложениями и анафорой: «Я ищу свободы и покоя! / Я б хотел забыться и заснуть! »; «Чтоб в груди дремали жизни силы, / Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь».

Автор использует ассонансы (но не тем холодным сном могилы) и аллитерации (слух лелея, / Про любовь мне сладкий голос пел; Уж не жду от жизни ничего я, / и не жаль мне прошлого ничуть). Повторение шипящих звуков придаёт повествованию задушевность, имитирует тихую речь, шёпот в ночи.

Мелодичность и ритм стихотворения определяются и его цензурностью (наличием пауз), которые разделяют стихотворную строку на две половины: «Ночь тиха. / / Пустыня внемлет Богу». По своему характеру стихотворение философское, но оно не звучит отвлечённо. Оно необыкновенно лирично — всё, о чём говорит поэт, становится близко читателю.

Стихотворение написано пятистопным хореем, с чередованием мужской и женской рифм. Рифмовка — перекрестная. Всё это придаёт плавность и музыкальность стиху. Стихотворение Лермонтова привлекло внимание десятков композиторов, но самым известным стал романс, написанный в XIX веке Е. С. Шашиной.

3.3 / 5. 6

.