0
(0)

в любовной лирике М. ю. Лермонтова очень ма-
ло светлых и радостных настроений — тех «чудных
мгновений», которыми так богата поэзия А. С. Пуш-
кина. Чаще всего в стихах о любви Лермонтов пишет
об одиночестве, о неразделённом чувстве или об

измене любимой женщины, не сумевшей оценить
возвышенные чувства лирического героя.
Стихотворение «К*** » , широко известное по первой
строчке, адресовано Наталии Фёдоровне Ивановой,
которой поэт посвятил большой цикл произведений
(1830-1832 гг.). О романе Михаила Лермонтова и
Наталии Ивановой в окружении поэта никто не до-
гадывался, поэтому долгое время стихи, помеченные
инициалами Н. Ф. и. (их более тридцати), остава-
лись посмертной тайной поэта. Расшифровать имя
таинственной незнакомки, в которую был влюблён
М. ю. Лермонтов, удалось лишь в середине ХХ века
литературоведу Ираклию Андроникову.
Стихотворение написано в жанре послания, что
сразу же отсылает нас к пушкинской традиции. Но
в отличие от стихотворений, воспевающих любовь,
«Я не унижусь пред тобою … » говорит О любви как
о чувстве, которое не дарит радости бытия и творче-
ских сил, а лишает их. Лирический герой одинок и
даже озлоблен. Лермонтов предельно насыщает свой
монолог различными эмоциями: укоры и горькие
восклицания, гневные вопросы. Они обрушиваются
на читателя, вызывая ответные чувства.
Произведение не делится на строфы, и это создаёт
эффект взволнованного, безостановочного монолога.
В основу композиции положен приём противопостав-
ления (антитезы): любовь — измена, надежда — за-
блужденье, привет — укор. Но главное противопо-
ставление, начиная с первой строки стихотворения,
обозначено местоимениями я и ты: «Я не унижусь
пред тобою … ». Этот приём получает развитие в двух
следующих строках:
70

Ни твой привет, ни ТВОЙ укор
Не властны над моей душою.
в следующей строке, казалось бы, происходит
снятие противопоставления, потому что я и ты
объединяются в МЫ. НО это объединение тут же от-
меняется эпитетоМ чужие: «Знай: МЫ чужие с этих
пор » • Противопоставление еще больше усиливается.
Оно развивается и дальше, достигнув кульминации
в последней строке:
Ты знала — я тебя не знал!
АВТОР использует и другие средства художествен-
ной выразительности, чтобы передать сложное
душевное состояние лирического героя: эпитеты
(коварпая измена; дар чудесnый; нежно обещала;
обманывать безбожnо); метафору (МЫСЛЬ nебесnая);
синекдоху (пожертвовал я годы твоей улыбке и
глазам).
Обилие восклицательных предложений и риториче-
сних вопросов отражает сбивчивыЙ и взволнованный
характер монолога лирического героя.
стихотворение написано пятистопным ямбом.

0 / 5. 0

.