0
(0)

Стихотворение «Зимнее утро» с первой строки погружает чита-
теля в атмосферу чудесного дня: «Мороз и солнце;
день чудесный! » , А дальше — обращение, призыв,
приглашение на прогулку по сверкающим зимним
снегам. Поэт выбирает форму диалога с целью пере-
дачи интонаций непринуждённого разговора.
Всё в этом стихотворении построено на контрастах
и на смене непохожих картин. А каждая картина
насыщена простыми, но вместе с тем очень вырази-
тельными деталями.
Вторая и третья строфы построены на приёме
противопоставления: вторая строфа — это «вчера»,
а третья — это «сегодня». Вчера злилась вьюга,
луна едва виднелась сквозь тучи, и «ты печальная
сидела». А сегодня небо голубое, и снег сверкает на
ярком солнце. За ночь произошла резкая перемена,
и всё вокруг стало неузнаваемым. Но и эти две стро-
фы тоже, в свою очередь, противопоставлены даль-

нейшему изображению. От картины, которая видна
из окна деревенского дома, поэт возвращает нас в
комнату, где тепло и уютно и весело потрескивает
затопленная печка. Хорошо дома! Но не лучше ли
велеть подать сани и «предаться бегу нетерпеливого
коня»? Использованы разнообразные выразитель-
ные средства языка. Рассказывая о вчерашней по-
годе, поэт выбирает такие эпитеты: небо — мутное;
луна — бледное пятно; ты печальная — всё окрашено
в грустный тон. К тому же Пушкин употребляет про-
стую, но говорящую метафору: «вьюга влилась. .
А в третьей строфе уже всё залито ярким светом
погожего утра и видны такие подробности, кото-
рых нельзя было заметить при вчерашней вьюге.
Звучные и яркие эпитеты подчеркивают контраст со
вчерашним днём (небо голубое; ковры снегов велико-
лепные; лес прозрачный), а также передают радость,
которая переполняет поэта (день чудесный; друг пре-
лестный). Он создаёт красивые зрительные образы:
зеленеющая сквозь иней ель, речка, блестящая подо
льдом. В третьей строфе использован повтор — ана-
фора (Н ель — Н речка):
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А в четвёртой строфе читатель не только видит
комнату, озарённую янтарным блеском, но и слы-
шит, как трещит затопленная печь, потому что поэт
использует приём звукописи (аллитерации) — играют
свою роль твёрдые звуки: т, р. Передано ощущение
мира и покоя домашнего очага.
40

в последней строфе Пушкин употребляет интерес-
ный эпитет: «предадимся бегу нетерпеливого коня».
Почему же автор назвал коня нетерпелиеымл
Отвечая на этот простой вопрос, можно представить
реальную живую картину. Наверное, коню не стоится
на месте, потому что его пощипывает мороз, он тоже
охвачен ощущением бодрого зимнего утра и рвётся
вперед. Обо всём этом рассказало одно лишь умело
выбранное автором слово.
Чувство радости поэта в стихотворении всё время
растёт и требует движения — вот ему уже хочется
навестить милые сердцу места.
Поэт соединяет слова разных стилей: высокие,
книжные (Аврора, прелестный, озарена, нега, взор,
явись), разговорные (лежанка, санки, кобылка),
диалектные (вечор, запречь). А сам автор стихо-
творения предстаёт перед нами добрым, простым,
близким народу человеком — это достигнуто и язы-
ком (выбранной поэтом лексикой, употреблением
коротких предложений и обращений), и темой, и
общим ТОНОМ,.
Всё произведение написано светлыми, жизнера-
достными красками, такими характерными для
творчества А. С. Пушкина.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

0 / 5. 0

.