3.6
(7)

Эти два стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» и «Отговорила роща золотая»- одни из самых любимых в народе. Образность, насыщенность метафорами не затрудняет их восприятие даже далёкими от литературы людьми. Метафорические образы в них не вычурны, не выдуманы, не изобретены, а, несмотря на оригинальность, удивительно органичны и безошибочно узнаваемы как «есенинские». За каждым из них открывается поразительно яркая, живописная картина, соотносимая с самыми сокровенными переживаниями каждого человека.

Они пробуждают грусть о скоротечности жизни, тленности всего живущего на Земле. Популярности стихотворений способствовало то, что оба положены на музыку композитором-песенником Пономаренко, который чутко ощутил грусть, лиризм, любовь к миру, жизни, выраженные в этих стихотворениях, и в проникновенных мелодиях сумел гениально выразить видения, чувства, мысли поэта.

Но что удивительно! Когда собираются запеть одну из этих песен, сначала замешкаются, чтобы отличить одну от другой, вспомнить и «развести» строки, слова. Это, конечно, нисколько не снижает силы и выразительности стихотворений.

Просто чувства, выраженные в них, очень схожи. И всё же в лирическом тоне и в развитии близких тем наблюдаются некоторые различия. Время написания стихотворений установлено комментаторами по времени первого появления их в печати. Похожее, близкое в них говорит о глубоком и непреходящем чувстве в душе поэта. Различное — о его меняющихся самоощущении, отношении к жизни.

Попробуем разобраться в этом.

При внимательном чтении стихотворений замечаем прямые образные соответствия: «страна берёзового ситца» может говорить «березовым весёлым языком»; поэт, «увяданья
золотом охваченный», слышит, как «отговорила роща золотая». Мотив скоротечности времени, увядания пронизывает очень похожие строки двух стихотворений: тихо льётся с клёнов листьев медь … и дерево роняет тихо листья…

Не жалею, не зову, не плачу — я роняю грустные слова. И поэт сам будто вступает в диалог с собой: ничего в прошедшем мне не жаль-кого жалеть? Ведь каждый в мире странник …
Души сиреневая цветь и белых яблонь дым трогают удивительной нежностью и чистотой пастельных красок, не вечных, тающих, как свет зари.

Сиреневый, белый, розовый (проскакал на розовом коне) — цвета чистой юности, весенней гулкой рани жизни, быстро проходящей. Эти нежные тона сменяются красками насыщенными, яркими, в которых ощутим отсвет «страшных лет России»: в саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть. В более раннем стихотворении сердце ещё только тронутое холодком.

В более позднем — холод и печаль сердца в образе костра рябины красной звучат трагичнее, безнадёжнее; очерчены чётко, определённо.

Оба стихотворения проникнуты щемящей грустью, оттого что жизнь не вечна. И в том и в другом восторг и сожаление. Но в первом любовь к миру выливается в благословление его: будь же ты вовек благословенно, / Что пришло процвесть и умереть.

Во втором стихотворении звучит безнадёжность, горькая мысль о том, что время, ветром разметая, / Сгребёт их [листья с деревьев, листья-слова, листья-стихи] все в один ненужный ком, который, очевидно, будет сожжён (ведь опавшие листья жгут, и незабываем образ яркого костра в этом стихотворении).

Последние строки второго стихотворения: скажите так … что роща золотая / Отговорила милым языком – звучат как будто с некоторой обидой, горьким упрёком и одновременно говорят о смирении перед всё уносящим временем и равнодушием потомков.

К кому обращено это — скажите? К нам! .. Но мы помним, мы знаем, любим и дорожим, как и сам поэт ценил свое поэтическое слово, вырвавшееся из глубины сердца: роща
золотая / Отговорила милым языком.

Исследователи поэзии С.Есенина указывают на её народно-фольклорный характер. Он — в олицетворении картин природы, в скрытом параллелизме изображения изменений,
текучести состояний при роды, созвучной жизни души человека. Отмечается богатство цветовых эпитетов поэта; золотой, голубой как самые любимые им, что можно ярко проиллюстрировать на стихотворениях, о которых мы говорим.

Чего стоит такой зримый образ: О всех ушедших грезит конопляник / С широким месяцем над голубым прудом. Указывают на характерные для есенинской поэзии усечённые формы слов цветь, рань. Обращают внимание на напевность стиха.

Действительно, сразу и не поймёшь, что одно из приведённых стихотворений написано хореем, а другое ямбом. Пиррихии размывают чётность этих ритмов. Чередование мужских и женских рифм придаёт звучанию стиха и сдержанность и мягкость. Стихотворения так и просятся на музыку, а сделавшись песнями, воспринимаются как народные.

В статье «О малороссийских песнях» Гоголь пишет, что народная песня «сочиняется не с пером в руке, не на бумаге, не с строгим расчётом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит»

Именно так и рождались стихи С.Есенина. В этой же статье, сравнивая малороссийские песни с русскими, писатель замечает, что «русская заунывная музыка выражает… забвение жизни: она стремится уйти от неё и заглушить вседневные нужды и заботы; но в малороссийских песнях она слилась с жизнью, — звуки её так живы, что, кажется, не звучат, а говорят … и каждое слово этой яркой речи проходит душу» (там же).

Трудно согласиться с такой оценкой русской песни. Да,  русской народной музыкальной культуре много протяжных лирических песен, пронизанных грустью, печалью, как и рассматриваемые стихотворения поэта. Но это, конечно, не грусть забвения.

Это не сиюминутный отклик на жизненную ситуацию (что подметил Гоголь в малороссийской песне). Это чувство, в котором переживаемое мгновение воспринимается и осмысливается в пространственно-временной перспективе, и оно почти всегда от быта ведёт к бытийности, обретает философское звучание.

Таковы и рассматриваемые стихотворения.
Не жалею … не плачу, не буду больше молодым; «журавли, печально пролетая … не жалеют … ни о ком. Кого жалеть?

Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь …

Когда забываешь строчку о всех ушедших грезит конопляник, хочется восстановить её так: о всех ушедших плачет конопляник… Наверное, потому, что везде, где написано
Не жалею … не плачу, читается, слышится: п л а чу,  ж а л е ю. Стихотворения учат ценить и любить жизнь, замечать красоту, смягчают и облагораживают душу.

3.6 / 5. 7

.