Давайте попробуем увидеть особенности поэзии Ахматовой на примере баллады «Сероглазый король». Это стихотворение, положенное на музыку, является самой короткой в мире балладой. Ахматова не любила его, возможно, потому, что его связывали с вымышленным романом с А.Блоком, который был лишь поэтическим. Но стихотворение может стать яркой демонстрацией только что названных особенностей лирики.
Учащиеся называют такие черты поэзии Ахматовой, как эпичность (баллада), предметные образы, которые связаны с глубокими душевными переживаниями и как бы задержались помимо воли в памяти лирической героини в момент ещё до конца не осознанной потери (осенний вечер, охота, старый дуб, трубка, камин, шелест тополей). Художественные средства достаточно скромны и ограничены эпитетами: «безысходная боль», «сероглазый король», «спокойно сказал», «старый дуб», «ночная охота».
— На при мере баллады несложно определить черты лирической героини. Какая она?
Способная на глубокие, сильные чувства, смиренная, с достоинством переживающая печаль, любовную потерю.
— Совпадают ли автор и лирическая героиня?
Нет, в этом стихотворении наглядно видно, что черты лирического героя создаются на основе переживаний, а не поступков. Поэтому не стоит искать в стихах реальные события, следы биографии.
Образ лирической героини Ахматовой отразился не только в стихах, но и в живописи, более того — создавался одновременно с ним. Наиболее удачно выражен он в портрете Натана Альтмана. Художник-авангардист соединил в нём реальное и воображаемое. Фигура Ахматовой в кресле, лишённом опор, как бы плывёт в пространстве, унося её в поэтические фантазии. При этом ощущается женственная хрупкость и сила характера, страдальческий излом и высокая умиротворённость.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.