3.7
(3)

В своей «Книге песен» Гейне воссоздал историю духовных исканий лирического героя.Без любви нет счастья, а без счастья жизнь вообще теряет смысл — такой ведущий мотив этого сборника. Ведь «Книга песен» была посвящена злополучном любви к кузине Амалии, дочери известного гамбургского банкира, в доме которого жил юный ГейнеНазвание сборника автор позаимствовал у Петрарки: «Канцоньере» в переводе также означает «книга песен». Таким образом поэт следует многовековую традицию воспевания недостижимого любви. И для этого Гейне выбирает форму народной песни, которая у него часто похожа на лирический монолог. Однако для поэта узкие рамки одного жанровой разновидности, поскольку его прежде всего интересует смена настроений и чувств лирического героя. Именно поэтому в книге появляются стихи, написанные в форме сонета, баллады, романса.

В его чрезвычайно мелодичных по звучанию поэзии использованы особые, характерные для романтической традиции приемы: здесь и прекрасная природа, и цветы, и пение птиц, и морские просторы, и восточные мотивы …

Кроме того, «Книга песен», которую еще иногда называют романом (или повестью) в стихах, состоит из четырех циклов: «Страдания юности», «Лирическое интермеццо», «Возвращение на родину», «Северное море».

Свой первый цикл Гейне создает в сугубо романтическом ключе. В основе его стихов — контраст чувств, трагические истории несчастных влюбленных, мистика и кладбищенские мотивы.

Второй цикл «Лирическое интермеццо» достаточно похож на любовную повествование, в котором прослеживается изменение чувств лирического героя: от тоски по любимой в короткой мгновения счастья, разлуки и страдания за прошлым.

По моему мнению, мотив страдания здесь следует воспринимать как своеобразный способ духовного очищения героя. Потому что это, наконец, помогает ему с иронией относиться к любовным проблем.Постепенно Гейне начинает иронизировать и над привычными фольклорными образами. Он прибегает к характерной конечности, с помощью которой снижает, «приземляет» собственные иллюзии:

И синие фиалки ее глазки,

Розы щечек и белые лилии

Маленьких нежных ее ручек

Цветут и цветут, и горят,

И только сердце засохло в нее.

К этому циклу относятся и стихотворение о сосну (кедр), также имеет отчетливую любовную направленность.

Эта поэзия уже не о трагической любви, а скорее о глубоко одиноких людей, которые стремятся быть вместе, но в силу обстоятельств не могут соединиться. Кедр и пальма растет в разных условиях, они совершенно разные и внешне, поэтому их, по моему мнению, объединяет одно только желание избавиться от одиночества, стремление иметь кого-то близкого по духу.

Всего, пейзажные зарисовки являются особенностью сборки, ведь природа у Гейне предстает как живое существо, вместе с героем может грустить и радоваться:

Почему розы словно неживые,

Любимая, скажи мне?

Почему, скажи, в зеленой траве

Фиалки такие молчаливые?

В третьем цикле («Возвращение на родину») образ любимой заступает образ родины — утраченной, но снова добытой. Здесь лирический герой, вернувшись из путешествия, начинает по-новому переосмысливать то, что с ним происходило в юности. Его уже не смущают мысли о любви, он даже способен вести светские беседы, не упоминая постоянно имя своей избранницы. Освободившись от горького чувства неразделенной любви, лирический герой по-новому воспринимает жизнь, предстает перед ним во всем многообразии: мальчик в лодке, дома, коровы, водный канал.

Юношеские страдания для него теперь важны лишь как воспоминание. В этом же цикле размещен и известную поэзию о Лорелей — несчастную погибшей красавице, которая, сидя на берегу возле скалы, очаровывает всех, кто проплывает Рейном.

Мне кажется, что для Гейне образ Лорелеи стал воплощением именно пагубных чар любви, которого долгое время не мог избавиться его лирический герой.

В последнем цикле сборки, написанном свободным стихом — верлибром, тема любви исчезает. Героя теперь влечет морская стихия, надводное и подводное жизни моря, мифы и представления, связанные с водным пространством.

Как видим, мотив любви охватывает лишь три цикла сборки, что связано с духовным становлением героя. А поскольку Гейне воспевает прежде всего любовь земную, то через определенные женские образы он пытается воссоздать также внутреннее развитие и духовные искания своего героя.

Видимо, поэтому и появляются в сборнике образы женщины-музы («А. В. Шлегелю»), женщины-рока («Не знаю, что стало со мной …»), женщины-жемчужины («Красавица-рыбак»), Гейне называл себя последним романтическим принцем своей «неромантической эпохи». До него мало кто из поэтов так тонко передавал движения души, настолько органично сочетал фольклор со взглядами современного ему человека. Неудивительно, что образ его романтического героя до сих пор привлекает читателей «Книги песен» своей искренностью чувств и таким понятным стремлением быть счастливым.

3.7 / 5. 3

.