0
(0)

Стихотворение «Завещание» — подлинный шедевр поздней лермонтовской лирики. Стихотворение написано в 1840 году под впечатлением от походной жизни русской армии в Чечне. Умирающий от раны «навылет в грудь» армейский офицер, не принадлежащий к светскому кругу, в форме монолога-исповеди даёт последние поручения своему боевому товарищу. Лермонтов делает героем стихотворения «простого человека», близкого по духу Максиму Максимычу из романа «Герой нашего времени», рассказчику «Бородина», но моложе их.

Достоевский справедливо заметил, что «лишь он (Лермонтов) коснётся народа, тут он светел и ясен. Он любит русского солдата, казака, он чтит народ». «Внимание к иной, чем его собственная, социальной среде делало поэтическую позицию Лермонтова подлинно общечеловеческой», — считает С.Кормилов.

Лермонтов создаёт характер русского солдата: простого, мужественного, наделённого добротой, чувством долга («умер честно за царя»), любовью к родине (« … родному краю поклон я посылаю»), родителям, и в то же время — страшным неверием.

Но вопреки всему душа героя не совсем огрубела на войне: к своему товарищу он обращается по-христиански «брат», не хочет расстраивать своих уже старых отца и мать («Признаться, право, было б жаль / Мне опечалить их»). Но не забыл он и о своей несчастной любви и, видимо, предательстве любимой женщины, которую не простил.

Этим можно объяснить горькие строчки: «Пускай она поплачет … Ей ничего не значит!» О своей смерти он просит рассказать «соседке», зная, что она о нём даже и не спросит. Смерть становится поводом напомнить ей о себе, надеждой вызывать жалость, любовь.

В стихотворении тесно сплетаются два мотива: любовь и смерть. Готовность героя к смерти пугает, потому что в его состоянии ощущается вселенское одиночество, жизненная неустроенность, трагическое мироощущение, обида на судьбу, которые приводят к неверию в Божий Промысел и как результат — к холодному равнодушию к смерти.

Белинский о заключительных строчках «Завещания» писал: « … последние стихи этой пьесы насквозь проникнуты леденящим душу неверием в жизнь и во всевозможные отношения, связи и чувства человеческие».

Лермонтов использует простую лексику, точные фразы, разговорную интонацию, переносы, обращения, просторечия («Ну, кто бы ни спросил … », «Ей ничего не значит!»).

«Умер честно за царя» — именно так сообщалось в извещении о гибели солдат в XIX веке, тогда же врачей называли «лекарями»; родине, ожидая смерти, посылали «поклон». «Завещание» написано чередующимся четырёхстопным и трёхстопным ямбом.

В стихотворении четыре строфы, которые рифмуются по рисунку абабввгг и имеют мужскую рифму, лишь только две последние строчки каждой строфы объединены женской рифмовкой.

Монолог умирающего сбивчив. Лермонтов передаёт обрывающуюся речь героя с помощью коротких и часто незаконченных предложений, а затруднённое дыхание — используя многоточия. На четыре строфы семь больших пауз. За этими паузами скрываются душевные страдания и физическая боль героя: «Поедешь скоро ты домой: / Смотри ж … Да что? Моей судьбой / Сказать по правде, очень / Никто не озабочен». Горечь одиночества нарастает к финалу монолога.

Последняя строфа ключевая: голос героя прерывается, строфа построена на синтаксических переносах, когда предложение начинается во втором стихе, а заканчивается в третьем и т. д.

Вспоминая о своей давней любовной драме, о женщине с «пустым сердцем, герой начинает сильно волноваться. Лермонтов передаёт его состояние с помощью четырёх пауз в последней строфе и восклицательной интонации: горькое признание в безответности своего чувства сочетается с недоговорённостью.

Воспоминания о личной драме становятся кульминационным моментом «завещания», а многоточия выдают волнение. Белинский писал о «Завещании»: «Это похоронная песнь жизни и всем её обольщениям, тем более ужасная, что её голос не глухой и не громкий, а холодно спокойный; выражение не горит и не сверкает образами, но небрежно и прозаично … Мысль этой пьесы: и худое и хорошее — всё равно; сделать лучше не в нашей воле, и потому пусть идёт себе как оно хочет … »

0 / 5. 0

.